Черный принц Айрис Мердок скачать ознакомительный фрагмент в формате fb2.zip, html.zip, txt, txt.zip, rtf.zip, a4.pdf, a6.pdf, mobi.prc, lrf, epub и купить в интернет-магазине полную версию книги
все книги интернета у нас на izdat.net137848 произведений   54271 авторов
> > >
> Черный принц


Черный принц скачать

Книга добавлена в библиотеку 06.11.2014
Аннотация

Айрис Мердок по праву занимает особое место среди современных британских прозаиков. Писательница создает для героев своих романов сложные жизненные ситуации, ставит их перед проблемой выбора, заставляя проявлять как лучшие, так и низменные черты характера. Проза Айрис Мердок – ироничная, глубокая, стилистически отточенная – пользуется и всегда будет пользоваться популярностью среди любителей настоящей литературы.

«Черный принц» – одно из самых значительных произведений, созданных Айрис Мэрдок. Любовь и искусство – вот две центральные темы этого романа. Отношения Брэдли Пирсона и Джулиан – зрелого мужчины и молодой девушки – сложные, противоречивые, пронзительные -описаны Айрис Мэрдок с тонкостью и мастерством большого писателя.

Скачать книгу Черный принц (ознакомительный фрагмент)

Доступные форматы для скачивания:
fb2.zip, html.zip, txt, txt.zip, rtf.zip, a4.pdf, a6.pdf, mobi.prc, lrf, epub

Читать онлайн книгу Черный принц


Комментарии

Комментарии к Черный принц

0 / 1000
Карл у Клары 15.02.2015 18:01

Наверное я из тех людей, которые просто "не доросли" еще до таких книг.

jazzzzz 8.05.2011 12:15

Черный принц было моим первым знакомством с Мердок, не знаю последним ли.
Исключительно субъективно- я не могу сказать что мне понравилось, главный герой вызвал резкую антипатию. Самое главное своей трусостью.

Benzz 24.06.2010 05:01

Могу сказать, что эта книга мне понравилась гораздо больше "Дитя слова"... Хотя достаточно схожих ситуаций и главные герои вызывают одинаковые эмоции. Пожалуй, дальнейшего знакомства с этим автором у меня не получится.

Бро 18.12.2009 17:45

Фублин, зачем я стала это читать после "Ученика философа", никакого сравнения вообще, оформление издания оказалось под стать содержимому. Ну, то есть, не Вот Прям Говно, но не понравилось.

Classic 3.12.2007 09:42

Что я могу сказать. Шедевр.

Партнер сайта chitalka.net

Другие книги
Рецензии

Space
25.04.2016 16:25


Страх ожидания - одна из самых тяжких мук человеческих ©

Если, Вы, хотите получить истинное удовольствие от знакомства с Айрис Мердок и её знаменитого романа "Чёрный принц" -> не читайте аннотацию, избегайте всевозможных спойлеров и даже не заглядывайте в содержание. Пусть это "незнание" сюжета не пугает будущих Читателей. Ведь, именно так поступала я, поэтому роман стал для меня приятной неожиданностью...

С первых же страниц, я влюбилась в слог автора и уже мало что могло меня отвлечь от книги... Эта история буквально сводила меня с ума. Я даже ночью размышляла о происходящих в книги событиях...

Иногда мне хотелось читать книгу не отрываясь, а иногда отшвырнуть в сторону-> настолько были противоречивы мои чувства и эмоции.

Неоднозначный, глубокий и удивительный роман!!! Сюжет кажется простым и обыденным на первый взгляд, но это далеко не так... А какой Вас ждёт финал;))) Я хочу стереть себе память и перечитать его ещё раз!)))

p.s. Перед прочтением рекомендую познакомится с трагедией Уильяма Шекспира "Гамлет". Приятного чтения!)

Solid
23.04.2016 23:45


Начнём с конца. Уважаемые почитатели творчества Айрис Мердок (они ведь тут есть? ау-ау)! Посоветуйте, пожалуйста, какое-нибудь произведение этой писательницы. У неё так много книг, даже не знаешь за что браться...

А браться надо, очевидно, за "Гамлета" - чтобы лучше понять "Чёрного принца". Это такой извращённый современный читательский мир: сначала прочитать популярный в Рунете роман известной писательницы Мердок, а уж потом обратиться к какому-то там Шекспиру.

Заглавие обещало мне нечто вроде готического романа, а получил я - что? Эстетический роман плавно перетёк в любовный и закончился детективом, с карамазовским оттенком. В лучших традициях постмодерна не обошлось без игры с читателем: в конце нам представлены 4 версии происходящего от 4-х действующих лиц, а сам роман - 5-я версия. А ещё тут полно скрытых смыслов, аллюзий и прочих приёмов и подтекстов (включая Фрейда и Аполлона), на которые так щедры многие авторы нашего века. Немало в тексте зауми (размышления об искусстве, любви и пр. кажутся многословно-размытыми).

Мы зачастую прикидываемся, что разобрались в прочитанном, с уверенностью выкладываем цементный раствор своих мнений на ЛЛ, он быстро застывает, и полученная конструкция покоится в электронных архивах. Готов признать сейчас свою практически полную несостоятельность в понимании этого текста. Друзья, что такое "Livelib", как не широкая площадка для обсуждения и поиска истины? Ореол таинственности вокруг этой книги не даёт мне покоя. Она бередит сознание, порождает уйму вопросов, на которые у меня нет ответов. Читавшие! Помогите, выскажите своё мнение о "Чёрном принце" в комментариях. Например, ответьте на один из вопросов:

О чём роман? (горестный удел истинного художника? несчастная любовь/любовь зла...? зависть? переплетение искусства и жизни? латентная гомосексуальность?)

Кто убил: Брэдли или Рейчел? Или.....

Любовь между Пирсоном и Джулиан - настоящая?

К чему ведут все эротические символы, и что означают все эротические сцены? (Башня Почтамта, костюм Гамлета и пр.)

Почему сразу 2 женщины (Присцилла и Рейчел) показаны такими театрально гиперболизированными истеричками?

Ответом на 1-й вопрос может быть: "всё сразу".

На 2-й я отвечу: не знаю. 50/50. Если вначале я поддерживал рассказчика, то концовка-послесловия смутили (ложный путь?), и я совсем не уверен. По примеру "Жестокого романса" ("Так не доставайся же ты никому!...")? Из зависти? Или, если Рейчел, из ненависти (неудовлетворить женщину, бросить, и тут же замутить с её дочерью это повод)?

3) Ставлю себя на место 58-летнего героя (избраннице 20), и очень хочется верить, что да, но очень много "но". Он так искренне описывает свою любовь к ней, а потом и столь характерно себя ведёт, что самому хочется полюбить, не откладывая.

На 4-й и 5-й я тоже в недоумении развожу руками. Ремарка по Присцилле: это же надо так изобразить самое дно и "конец жизни"! Особо мерзок и вместе с тем привлекателен факт: муж уходит от старой некрасивой Присциллы с бесплодным, как пустая раковина, чревом - к молодой симпатичной любовнице, ждущей от него ребёнка.

А ещё я не так и не вник, что это за Чёрный Принц?

Чёрный Властелин говорит, что с таковым не знаком.

Обращаюсь в вам, господа писатели и -льницы, любящие загнать читателя в тупик. Думаете, напустили дыму и можете, похихикивая, строчить в своих Британиях новые мистерии? Знайте, читатель может оказаться ещё изощрённее вас. Вот вам 6-я версия произошедшего!

Пирсон всю дорогу твердит мантру, мол: лучше написать одну единственную книгу, но гениальную (пусть даже это значит подвергнуться шквалу критики за простой), чем накатать много посредственных и пользоваться при этом успехом. Написавшая не менее 20-ти творений Мёрдок, к слову, чисто формально больше смахивает на Арнольда. Так вот, "гений чистой красоты" Брэд всю свою жизнь воспринимает как подготовку к написанию этого великого произведения (которое мы с вами и прочитали). А ЧТО, ЕСЛИ... он, находясь в здравом уме и светлой памяти, составил коварный план, совершил всё то, что совершил - прикинулся утончённым ранимым творцом, сымитировал чувства к легко ведомой Джулиан, убил Арнольда под видом душевно больного, и т.д. - всё, ради того, чтобы, сидя в тюрьме, написать тот самый шедевр, над которым я и вы сейчас ломаем голову???!!! Подстроил всё так, чтобы мы принимали его слова за чистую монету. Всё таки, клеветническим послесловиям веришь меньше, чем рассказу Пирсона, просто потому что мы склонны верить именно тому, кто был с нами все эти 470 страниц. Но где гарантия, что он (=Айрис) не врёт?

Ой. Пу-та-ни-ца. Надеюсь, перелистав заново страницы, взболтнув мозги в черепе, как вино в бокале, прочитав "Гамлета" и некоторые другие романы Мердок, я смогу получше разобраться, и тогда у меня возникнет истинная, 7-я версия. А пока же чёрными-чёрными ночами, в чёрной-чёрной комнате лежит "Чёрный-чёрный принц" и ждёт, пока к нему подберут отмычку.

Mooxa
21.03.2016 10:27


О чем книга Айрис Мердок в моих глазах? Пожалуй, о том, как нелегко быть человеком интеллигентным, читать пафосные многословные рассуждения о важности искусства, пытаться разглядеть хоть какое-то развлечение в вещах обыденных и утешать себя мыслью, что ты прикоснулся к чему-то великому. На самом деле я убедился, что Айрис Мердок - это совершенно не мой автор. Хотя отрицать ее таланта не стану, поскольку она умеет написать среди множества страниц всего одну-две фразы, которые непременно попадают в самое сердце, заставляя возвращаться к ее романам. Пишет Мердок в основном об интеллигенции. Практически все её персонажи ведут праздный образ жизни, где чувствуется затхлая атмосфера остановившегося времени. Когда людям нечем занять себя, они впадают в рефлексию по каждой мелочи и развлекаются вялыми любовными интрижками, а после упиваются собственными конвульсиями в агонии ушедшей псевдострасти. Вот поэтому хитросплетения любовных связей в сюжете ее романов кажутся всегда притянутыми за уши, как будто героев против их воли заставляют полюбить друг друга, чтобы получить хоть какое-то развитие. Это же случилось и в "Черном принце", когда уже немолодой Брэдли Пирсон отчаянно искал свою музу сердца то в подруге своего товарища по перу, то в бывшей супруге, то в малолетней девчонке, которая нужна ему чисто номинально для оправдания собственного писькострадания.

Мне абсолютно неприятен главный герой. Этот старикашка смотрит на всех с высоты собственной гениальности, считая себя избранным писателем, который посвящен в глубинные тайны истинного искусства, недоступные средним умам. На самом деле Брэдли Пирсон ничего из себя не представляет. Он только находит отговорки, чтоб не приступать к работе. То сестра свалилась ему, как снег на голову. Хотя по факту он быстро скинул с себя ответственность за ее присмотром. То бывшая супруга вернулась. То любовь настигла врасплох. Оно и понятно, что у него масса отговорок. Если ты ничего не делаешь, то и не познаешь неудачи или позора. А полюбил он Джулиан только потому, что все остальные взрослые прекрасно понимали, что за его пафосом скрывается всего лишь трусоватость, зависть и неуверенность в себе. Только Джулиан в силу своего юного возраста могла подыграть Брэдли. Их отношения были изначально обречены на провал, потому что Брэдли не мог полюбить ее или кого-либо другого по умолчанию, пока играл свою роль писателя. Это его образ, созданный им самим в своем воображении, полюбил другой образ, который наиболее идеально вписался в его представления о настоящей любви. Он любит мозгом, но не сердцем. Он придумывает, какие чувства должен испытывать, но не чувствует.

Еще больше оттолкнуло, что в романе слишком много грязи, в прямом и переносном смысле слова. Автор прям наслаждается описанием блевотины, спутанных немытых волос, лоснящихся брюк, несвежих простыней и т.п. Эта грязь бросается в глаза и в поступках героев. Они все врут друг другу, как будто это единственный способ общения, который им известен. Тут вообще нет ни одного персонажа, к которому можно было бы проникнуться симпатией. Они все какие-то фальшивые, лживые и лицемерные. Безусловно в романе есть и свои плюсы. Мне, например, импонирует принцип матрешки, когда в книге пишется другая книга, и есть возможность увидеть, как реальные события влияют на вымышленные и как они трактуются разными людьми. Послесловие от действующих лиц - это самая удачная часть, на мой взгляд. Вот тут я полностью соглашусь, что каждый находит в искусстве то, что ищет там для себя. Поэтому неудивительно, что все главные герои поголовно были уверены, якобы автор рукописи тайно любил именно их, подтасовывая описанные факты в свою теорию. Но в целом книга невероятно скучная, где доскональные описания комнаты и бесконечные отступления автора с размышлениями составляют большую часть всего романа. Здесь так часто повторяется слово искусство, что под конец оно просто вызывает раздражение, как пьяный бред алкоголика, дышащего на тебя перегаром. Увы, я остался абсолютно равнодушным.

Pechivo
20.03.2016 18:55


Прочитала, словно вынырнула из омута.

Сложно собраться с мыслями после этой книги.

Очень хочется назвать её театром абсурда, хотя по сути ничего абсурдного в ней не происходит. Справедливости мало, а абсурда ноль. Нельзя привыкать к хэппиэндовским книгам с простыми сюжетными линиями, иногда нужно давать себе литературную встряску и немного насиловать мозг - примерно тот случай.

Очень многослойное произведение, литературовед либо филолог разобрался бы в нём лучше, лучше бы принял и понял.

Я учусь относиться к книгам без протеста и возмущения, без личного отношения и критики. Редко так выходит. Но я пробую.

Повествование ведётся от лица главного героя с последующими послесловиями других действующих лиц.

Итак, главный герой - немолодой Бредли Пирсон, неплодовитый писатель, философ, критик. Вынашивает и лилеет в своем сознании великую книгу, её идея и сюжет за гранью повествования. Он считает себя выдающимся писателем способным на великий литературный шедевр, не в пример своему другу - блистательному Арнольду Баффину, регулярно штампующему посредственные романы.

У Арнольда есть выцвевшая разочарованная жизнью жена Рейчел и дочь Джулиан, молодая девушка, которая активно ищет свое место в этой жизни. Она ещё не изломанна условностями и комплексами. Семейный коктейль Баффинов приправлен супружеским перебранками отца и матери, с одной из которых начинается книга.

Бредли не одинок: явилась успешная и сногсшибательная бывшая жена, с непонятным желанием то ли вернуть бывшего мужа, то ли поглядеть "во что он без меня превратился", вкупе с со своим братом-неудачником-алкоголиком-плаксой-и- в-прошлом-геем.

Букет персонажей дополняет Присцилла - обуза Бредли, его сестра, которая свалилась как снег на голову после ссоры с собственным мужем. А тот и рад, ведь у него молодая любовница "в положении". Бедной Присцилле такое не по силам.

События развиваются стемительно: семейная драмма сестры - ей нужна опора и поддержка, она словно жвачка на асфальте - мягкая, грязная, липучая и не на что не способная. Баффины - начинают со скандала с рукоприкладством, а продолжают амурными манипуляциями. Арнольд в сторону бывшей жены лучшего друга - Кристиан, он крайне любопытный человек, в том плане что он полон любопытства, он в поиске нового опыта если не личного, то в делах близких людей. Разрешения на засовывание носа он не спрашивает. Рейчел, измята жизнью, но видит в себе достаточно огня, что бы начать процесс активного соблазнения лучшего друга мужа.

Хаос человеческих поступков продолжается, Бредли пленник обстоятельств, но при всё при этом он абсолютно свободен ментально. Обязательства относительно сестры не особо его тяготят и со спокойной совестью он передает её из одних заботливых рук в другие. Он пропитан желанием уединения и возможности реализации своего писательства. Эта мысль и одержимость помогает ему держаться на плаву в шторме окружающих его истерик. Не каждый мужчина выдержит ополоумевшую сестру, откровенно домогающуюся жену друга и назойливую бывшую жену. Как бы самому не слететь с катушек, не выйти в чисто поле да не поорать. Он делает слабые попытки вырваться, уехать подальше от назойливых друзей и бывших родственников. Но решительности не хватает. Или это такое же болезненное любопытство как и у Арнольда.

Прочитав аннотацию, до конца верила, что "спастись" ему поможет Джулиан, но увы. Короткая яркая связь заканчивается катастрофически, тут и разница в возрасте, и запретный плод, и различный интеллектуальный уровень, и неготовность Бредли к новой любви, и неуместность этого романа, ведь всё равно на первом месте остается искусство и замысел. Опять-таки Бредли словно специально усугубляет ситуацию, словно ищет дополнительных проблем и мучений для себя.

Развязка быстрая и переломная для всех. Бредли наконец остается в плодотворном одиночестве, своего рода монастыре, где на пепелище он пишет роман о своей жизни. Венец своего творчества, замысел которого он вынашивал.

Черный принц проходит сквозь роман в виде "Гамлета" - величайшего произведения Шекспира, воплощённой речи, и "чёрного эроса" - начала и источника вдохновения в художнике. С последним можно поспорить, поскольку попахивает откровенным фрейдизмом.

Не must-read, на любителя.

С оценкой сложно. Ставлю тройку, потому что не могу адекватно оценить.

Eye
11.03.2016 21:14


Когда я только начала читать, сюжет мне напомнил истории, происходящие с Дживсом Вудхауса. Главный герой оказывается вовлеченным в перипетии семейной жизни других пар, он их успокаивает, терпит, ходит по их поручениям... и с каждой страницей роман набирал обороты...но такое ощущение продлилось недолго. "Черный принц"- это роман в романе ( поэтому невозможно определить где правда, а где вымысел), это роман о любви и искусстве, браке и дружбе. Не берусь описывать сюжет, поскольку так многогранно,витиевато смогла только Мердок, у меня же получится просто и пошло. Это произведение, которое нужно прочитать и прочувствовать самостоятельно, пересказ не даст ничего.

Мы готовы простить свидетелей нашей низости, но не свидетелей нашего унижения.

Siss
7.03.2016 12:48


Все любят Брэдли Пирсона

Солипсизм – крайний субъективный идеализм,

признающий единственной реальностью только собственное сознание и отрицающий существование внешнего мира



Знакомьтесь, Брэдли Пирсон – как бы писатель. У него как бы есть друг Арнольд, у которого есть как бы любимая жена Рейчел, которая как бы воспылала чувствами к Брэдли. Но не только она. Бывшая жена Брэдли Кристиан добила своего нынешнего мужа, чтобы вернуться в Лондон, потому что она как бы снова любит Брэдли. А еще Брэдли как бы очень любит брат Кристиан Фрэнсис и его деньги, кстати (тут без как бы, тут все серьезно). Также Брэдли очень любит его сестра Присцилла, доведённая до нервного срыва своим мужем. Брэдли как бы должен заботиться о бедной сестре, но нет. Он как бы воспылает безумной любовью к дочери Арнольда и Рейчел – Джулиан. И (о, чудо) девушка как бы ответит ему взаимностью…

Дамы и господа, присаживайтесь. Наше Путешествие в страну абсурда начинается.

Странная книга, если честно. Эта история будто не о людях, а о марионетках, которых истошно дергает за нитки чей-то злой ум. Я знаю, мир не белый и не черный, внутри него миллионы оттенков, но такие алогичность, абсурд и сумасшествие не могут существовать в реальном времени. Герои на каждой странице через строчку противоречат сами себе. Арнольд то пышет чувствами к своей жене, то бегает пыхать чувствами к Кристиан. Рейчел то бьется в истериках от одиночества и очерняет своего мужа, то бесконечными эпитетами признается в любви к нему. Единственный человек, который был логичен в своем сумасшествии, - это Присцилла. В этой книге нет ни одного положительного героя. И этот парад «уродства жизни без флера очарования» возглавляет главный Принц. Брэдли мечтает уехать в творческий рай, но все больше углубляется в адский водоворот событий. Он не хочет видеть свою жену, но все равно тут же бежит к ней. Брэдли предает, игнорирует, врет, ставит себя выше других, пичкая окружающих высокопарной философией. К середине книги я устала от его безумных метаний от любви к ненависти, от стойкой уверенности к полной растерянности. А от неожиданно вспыхнувшей неземной любви он стал еще противнее. Иногда нужно смотреть на жизнь реально и людей воспринимать по поступкам, а не забивать свою голову цитатами Шекспира и видеть мир через изломанную призму. Я все пыталась разгадать головоломку: то ли у автора такая манера письма, то ли Принц реально сумасшедший. Кому-то финал поможет разобраться в происходящем, а кто-то так и останется без ответа.

Кстати, параллели с «Гамлетом» для меня стали скорее минусом. Я ни в коем случае не имею права критиковать творчество Айрис Мердок, но не понимаю, зачем строить свое произведение на основе бессмертной классики. Неординарная самобытная работа всегда выглядит гораздо выигрышней. И уж простите меня, но сравнение Пирсона с Гамлетом показалось комичным надругательством над Шекспиром.

Это произведение не разрушило моего желания знакомиться дальше с творчеством Мердок, но отдалило его на некоторое время

Ill
22.02.2016 21:21


Не понравился Брэдли, как повествователь:

- изначально сравнивать описываемые в книге события с Первой мировой войной, мне кажется, слишком смело

- постоянное причитание уеду/не уеду действовало на нервы.

- ещё один раздражающий аспект: называет себя (мне так показалось, по крайней мере, могу заблуждаться) человеком с высокой моралью и высокообразованным, а вот события говорят о другом. Вот только, как действующее лицо, которому дано слово, он может это сколько угодно раз разными способами повторять, остаётся только пропускать самовосхваления и мысли о написании Книги.

Мысли у Брэдли Пирсона порой интересные, но пробиваться к ним через фильтрование бывает сложно. Единственный раз, когда его жалко стало - это конец основного повествования перед послесловиями. А так, для меня, он неприятнее Мерсо из "Постороннего".

Не понравилась трактовка шекспировского "Гамлета" (разговор Брэдли с Джулиан). Противно было читать.

Вообще сложилось впечатление, что написанная книга из героев принадлежит перу не Брэдли, а Арнольда Баффина.

Здесь тоже герою за пятьдесят мешают уехать и выйти из складываемой ситуации, тоже есть споры - только об искусстве вместо религии, ощущение, что одна из кульминаций - это как раз событие перед послесловиями.

Забавно получается: герои "исповедуются" Брэдли, он, частично, служит громоотводом и призмой их восприятия, которую приходится ещё фильтровать. Однако, мне кажется, слишком много акцентов делают на Пирсоне, поэтому для меня он служит больше ширмой. Не верю выводам Локсия.

Mix
20.01.2016 11:07


Вот и состоялось мое знакомство с творчеством Айрис Мердок, которое я долго откладывал. Какие у меня впечатления оставил "Чёрный принц", попробую объяснить ниже.

Стараясь не читать аннотации к книгам, я полагал исходя из названия, что это будет готический роман. Я очень сильно шибался, потому что перед нами своего рода исповедь несовершенного человека, неудачника во всех смыслах, его самокопания и размышления по поводу причин неудачной жизни. Кроме того главный герой - Брэдли Пирсон, ещё и писатель и в плане профессии у него тоже не всё гладко , потому что за всю его жизнь (на момент описываемых в книге событий главному герою 58 лет от роду) он издал всего несколько книг (три, если я не ошибаюсь) и он это оправдывает не тем, что он плохой писатель, а тем, что он не хочет писать посредственные книги для угоды публики, а хочет писать только гениальные шедевры, а чтобы написать такую книгу нужно находится в постоянном поиске, нужно уметь рвать написанное, нужно много трудиться и так далее и тому подобное. Он себя успокаивает тем, что он сохранил свой дар в чистоте, не пошел на уступки перед издателями и публикой и его совесть чиста. Много внимания уделено трудностям, с которыми сталкивается писатель на своем творческом пути. Он немного завидует своему другу - Арнольду Баффину - известному писателю, который опубликовал очень много книг и каждый год пишет новую книгу или, как Брэдли говорит, "штампует". Своего друга он обвиняет в отсутствии таланта и в том, что он просто знает, чего хочет публика и в своих книгах даёт им это в полной мере. Брэдли Пирсон не считает книги Баффина литературой.

Но сюжет этой книги построен не столько на зависти, сколько на сложных взаимоотношениях Брэдли с женщинами. У него есть бывшая жена, с которой он развелся, но всё равно они тянуться друг к другу и относительно нормально общаются. Брэдли так же жалеет жену своего друга - Рэйчел, которая, как он считает, живет под гнетом и в тени своего мужа, не имея в жизни поводов для радости. Он испытывает симпатию к дочке Арнольда - Джулиан, которая в него влюблена с детства. У него есть сестра - Присцилла - которой очень не везет на личном фронте, хотя она и состоит в браке. Взаимоотношения между всеми героями очень сложные и запутанные, но наблюдать за ходом их развития крайне интересно.

Кроме того, что в книге присутствуют запутанные отношения и зависть к более успешному товарищу главного героя, в книге достаточно много отступлений, размышлений, психологии, философии. Но всё не "заумно", не занудно, органично "вплетено" в текст и всё просто, понятно, буквально по полочкам разложено и "на пальцах" объяснено. Также в книге много внимания уделено исследованию человеческой природы и попыткам понять причину тех или иных поступков. Не обошлось без отсылок к другим литературным произведениям, что занимает в книге особое место, потому что этим отсылкам и анализу разных литературных произведений выделено в этом произведении очень много места и эти, казалось бы, ненужные разговоры о других книгах имеют важное значение и тем или иным образом влияют на персонажей и развитие дальнейших событий самого "Чёрного принца". А какой тут интересный анализ "Гамлета" Шекспира - никогда ничего подобного не читал и даже в голову мне такое не могло прийти, аж перечитать захотелось.

Особое внимание хотелось бы уделить тому, как Мердок описывает состояние влюбленности и сравнивает его с одержимостью и безумием. Получилось правдиво и эмоционально. Очень точно переданы все чувства, эмоции и мысли, которые персонажи испытывают, когда влюблены.

Ну и не могу оставить без внимания финал, где дважды всё переворачивается с ног на голову. Не ожидал такого финала и был очень приятно удивлен.

Написано произведение очень красиво и изысканно. Перевод Бронштейна великолепен. Такую книгу надо читать медленно, не торопясь, чтобы в полной мере насладиться красивыми литературным языком, изящными речевыми оборотами и точными метафорами.

В общем, я в восторге от этой книги. Мне очень понравилось. Где-то в середине мне эту книгу было читать скучно, но финал великолепен и эта книга настоящий шедевр для меня и я остался очень доволен. Буду стараться прочитать и другие книги Мердок. И эту книгу я бы всем советовал прочитать.

Books
10.01.2016 11:32


Вымученная

Оооооооооох!!!! (Крик души)

Вообще не знаю, как хватило у меня сил дочитать данное произведение! Вообще не мое!

Не моя это книга, потому что мой взгляд на жизнь совершенно иной, чем у главного героя. Считать брак-наихудшим злом, которое может случиться с человеком... Совершенно с этим не согласна!

А отношения между братом и сестрой... Меня всегда воспитывали родители так, что самый близкий и родной человек на свете - это брат! И как ближнего можно оставить в беде, даже если по-твоему это совсем не беда?

А отступления от основного повествования - вообще убийство! Я читала их, как просто набор слов, потому что шли нудные рассуждения, которые никак не могли меня завлечь.

Противно читать было и обо всей этой грязи мне, которая к институту семьи относится, как к чему-то возвышенному, идеальному! Мерзко читать про Арнольда, который выставляет себя порядочным семьянином, а сам увивается за Кристиан, не успев с ней познакомится. Мерзко читать про Рейчел, которая пытается в отместку мужу завести интрижку на стороне, а потом ещё и дочери все это рассказывает.

2/3 книги я читала, чтобы добраться, как говорит сам Брэдли, до основного - до любви его к юной Джулиан. Но даже эта история меня не завлекла. Кроме того, данная история занимает не более 1/5 всего произведения. Единственное, что меня развеселило, так это неоднократное мое убеждение в правоте фразы: "не зарекайся!" Мысли Брэдли: "В моих глазах это мерзость: старик и молодая девушка". Хотя между этими людьми, о которых он так подумал, разница лет 20. А когда он с Джулиан кувыркался в постели - это уже не было мерзостью!

Никому бы не посоветовала прочитать данное произведение!

Rocks
6.01.2016 13:43


Очень неоднозначное впечатление производит этот роман.

Мне совершенно не понравилась любовная линия в романе, вернее мне эта история показалась неправдоподобной. Любовь, а скорее, одержимость Брэдли юной Джулиан возникнуть могла, допускаю, но продолжаться так долго, даже после наступления развязки всей этой истории – ну, простите, не верю.

Разница в возрасте, конечно, бывает, но она ничтожна по сравнению с разницей в уровне интеллекта.

Не помню, где я вычитала, но эта фраза очень хорошо характеризует ситуацию между Брэдли и Джулиан.

НО, НО, НО мне безумно понравились образы всех персонажей в романе, безумно понравилось, как изобразила своих героев Айрис Мердок. Я же усидеть на месте не могла, я хотела бросить эту книгу, я хотела топать ногами, эмоции захлестывали.

Арнольд и Рейчел – мастера манипулирования фактами, словами, поступками, сегодня – жертва, завтра – хищник, сегодня – шакал, завтра – агнец. Любой поступок оправдывается, граница между ложью и правдой размывается. Я возвращалась назад и перечитывала, а как этот эпизод представлен от лица одного персонажа, а потом снова возвращалась к словам «противоположной» стороны. Это разрыв мозга, мне все казалось, что я что-то не поняла или пропустила, так эти двое переворачивали все с ног на голову, переобувались на ходу.

И вне всякой конкуренции – мой «любимец» Френсис Марло - воплощение лицемерия и порочности.

Мне редко случалось видеть плачущего мужчину, зрелище это внушает мне страх и отвращение. Фрэнсис плакал в голос, заливаясь, совершенно для меня неожиданно, потоком слез. Его пухлые красные руки мокро поблескивали в газовом свете.

— Да перестаньте вы, ради бога!

— Простите меня, Брэд. Я бедный, жалкий извращенец… Всю жизнь я такой несчастный… Когда меня лишили диплома, я думал, что умру от горя. У меня никогда ни с кем не было по-настоящему хороших отношений. Я так нуждаюсь в любви, любовь всем нужна, это естественная потребность, все равно как мочеиспускание, а мне и крохи не досталось за всю мою жизнь. А сколько любви я отдал людям, я ведь умею любить, я когда люблю, то по земле расстилаюсь — пожалуйста, наступайте… Но меня никогда никто, никто не любил, даже мои разлюбезные родители. И дома у меня нет и никогда не будет, все вышвыривают меня вон рано или поздно… чаще рано. Я странник на божьей земле. Думал, хоть Кристиан меня пригреет, господи, да я бы спал в прихожей, мне просто нужно служить кому-то, помогать, заботиться, но почему-то у меня никогда ничего не получается. Я постоянно думаю о самоубийстве, каждый божий день думаю, что надо умереть и покончить с этой мукой, а сам продолжаю ползать в собственном дерьме, раздираемый ужасом и болью… Я так отчаянно, безнадежно, ужасно одинок, что готов выть целыми днями…

С образом главного героя романа - Брэдли Пирсона все еще сложнее, этот образ начинает разбиваться на мелкие кусочки, после прочтения послесловий, вернее начинает разваливаться уже после послесловия самого Брэдли Пирсона.

Каждый человек мелок и смешон в глазах ближнего. У каждого есть представление о самом себе, и это представление ложно. Однако представления эти нам, конечно, необходимы, ими мы живы, и не так-то легко расстаемся с ними, в последнюю очередь с иллюзиями достоинства, трагедии и искупительного страдания. Каждый художник — мазохист, упивающийся муками творчества, этого блаженства у него никто не отнимет. И в высший миг мы действительно можем оказаться героями собственных представлений. Но все равно это ложные представления.

А тот ли он Брэдли Пирсон, каким мы его представляли себе на протяжении всего романа?

Роман необычайно интересен, есть о чем задуматься, и надолго.