Все о жизни Михаил Иосифович Веллер скачать ознакомительный фрагмент в формате fb2.zip, html, html.zip, txt, txt.zip, rtf.zip, a4.pdf, a6.pdf, mobi.prc, lrf, epub, ios.epub и купить в интернет-магазине полную версию книги
все книги интернета у нас на izdat.net137848 произведений   54271 авторов
> > >
> Все о жизни


Все о жизни скачать

Книга добавлена в библиотеку 24.04.2015
Аннотация

«Все о жизни» – фундаментальный философский труд, оформленный еще в сократовской традиции: автор то и дело прикидывается простачком, пошучивает и ерничает. С обманчивой внешней простотой Веллер анализирует сложнейшие социально-психологические проблемы, следуя завету великого Буало: «Кто ясно мыслит – ясно излагает».

Свою философию, которую он назвал энергоэволюционизмом, Веллер разрабатывает уже более тридцати лет. Суть ее – связывание в единую систему основных аспектов Бытия, от психологии личности до устройства Космоса. Установление закономерностей эволюции человечества как неотъемлемого звена эволюции Вселенной.

Будучи единственной законченной философской системой как в истории русской культуры, так и в мировой культуре второй половины XX века, энергоэволюционизм был отмечен как широким читателем (небывалые для подобной литературы тиражи), так и профессиональными кругами. Выступая с докладами о своей философской системе на конференциях и конгрессах всех уровней, автор был отмечен золотой медалью Всемирного философского форума в Афинах– 2010.

Скачать книгу Все о жизни (ознакомительный фрагмент)

Доступные форматы для скачивания:
fb2.zip, html, html.zip, txt, txt.zip, rtf.zip, a4.pdf, a6.pdf, mobi.prc, lrf, epub, ios.epub

Читать онлайн книгу Все о жизни


Комментарии

Комментарии к Все о жизни

0 / 1000
Trrinyu 18.02.2013 08:53

неплохо расширяет мировоззрение

Siss 4.12.2012 04:16

Первая книга за пару лет, которую я не смог дочитать до конца.
Просто какое-то лютое, бешеное словоблудие.

Флэшмоб 2013
8/15

Партнер сайта chitalka.net

Другие книги
Рецензии

Crob
15.03.2016 03:42


Решил повторить попытку прочитать что-то из Веллера. Не скажу что в восторге, но автор задевает серьёзные темы жизни. Делает это он пессимистично и не побоюсь этого слова - грубо. С одной стороны поняв концепцию жизни он описывает её по-своему, с другой стороны находясь и обладая своей точкой зрения - он старается причесать это под своё понимание в примерах, шутках - упростить, объяснить. Книга в принципе хорошая, подталкивает к размышлению 6/10

Blue Water
3.04.2015 10:29


Просто фантастический по своей самонадеянности набор штампов и банальностей. И вот этот поверхностный разбор для детей старшего школьного возраста назван пафосно "ВСЁ О ЖИЗНИ"? Изрядно повеселили, Михаил Иосифович, под конец я ржала уже в голос.

Во-первых - еврейская тема, ну как же без нее-то в книге о жизни. Евреи - это же вообще краеугольный камень рассуждений любого интеллектуала, это же очевидно. Пфффф. Это же "илита", без упоминания евреев и Холокоста твоя философская книга не может считаться в полной мере философской или в полной мере книгой вообще :)))

Во-вторых - обязательно обхаить Советский Союз вообще и товарища Сталина в частности. Вон какой СССР был плохой - атомную бомбу испытывал! Ну надо же, единственный и первый в мире, ни одна страна ни после, ни тем более до такими пакостями не занималась. Это все гадкий Сталин виноват - перестрелял всю армию накануне 41-го года, как только войну выиграли - непонятно. Он душу дьяволу продал, не иначе. Не то что замечательные товарищ Рузвельт и товарищ Черчилль. Последний особенно. Дружно аплодируем его Фултонской речи. Стоя. И повторяем вслед за товарищем Солженицыным: сбросить атомную бомбу на Советский Союз! Раздавить эту гадину в зародыше! Ату их!

В-третьих - не забываем про слог. Мы не какие-то там русские высоколобые интеллектуалы, мы пишем на кухонно-разговорном, с полуматерком на грани нецензурщины, а то придумал когда-то там Саша Пушкин литературный русский язык, вот сам на нем и пишет пускай, а мы люди простые, простота сродни гениальности, Пушкин, в конце концов, тоже матерился. И по фигу, что я-то сам не Пушкин - может, хоть мат меня к нему приблизит :))) Чем проще, тем лучше. Даешь Кьеркегора на блатняке! Даешь теорию относительности в гоблинском переводе! Даешь Достоевского в пересказе для даунов! А что - дауны - тоже люди, это вам любой правозащитник подтвердит. А правозащитники всегда и все знают лучше всех. Мир праху их. Ой, то есть, многая лета.

В-четвертых - размышлять о жизни не нужно. От слова совсем. Записываем первое, что приходит в голову. А зачем глубоко копать? Первое впечатление - всегда самое верное. Пусть даже на первый взгляд именно Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот. Главное - дать громкое название. И пускай восторженная публика, сама не размышлявшая об этой жизни ни дня, ахает от восторга - на нее сей труд и рассчитан. А если ты сам потратил немало часов на анализ окружающего мира - так это исключительно твои проблемы. Ведь все, что вещает великий Михаил Иосифович - по определению неприкосновенно. Доказано самим майором Звягиным. Сказал, что истина главнее морали - как отрезал. Или обрезал. Смотря с какой стороны посмотреть. Конечно, главнее, а то как же - именно на этом же основываются суды, когда выпускают на свободу педофилов: у ребят природа такая, по что их кастрировать? Истина главнее морали!

Надменность умного человека понятна и приемлема. Самонадеянность дурака смешна и нелепа.

Думайте дальше, Михаил Иосифович. Авось, и вам когда-нибудь откроется всё о жизни.

А пока пилите лучше гирю. Она золотая.

sleep
5.01.2015 16:31


Как я узнал о существовании Михаила Веллера?

А просто когда-то давно по ночам показывали телепередачу под названием “Всё о жизни”. Какой-то в то время не известный мне мужик что-то рассказывал. А рассказывал он про то, про что думал на досуге. Про всё. И этим он попал в моём случае прямо в точку. Я очень люблю слушать людей, которые потратили время на раздумья по какому-нибудь — любому — поводу. (К сожалению, люди не злоупотребляют этим делом.) Через несколько передач я понял, что г-н Веллер пересказывает главы своей книги. Тогда я пошёл на Озон и купил её.

И только не надо говорить, что его философия “примитивна”, или “вульгарна”, или ещё что-нибудь в этом роде. Я люблю и “эманации экзистенциальной трансценденции” тоже, но пусть сегодня мухи будут отдельно от котлет, а агнцы — отдельно от козлищ. Одно дело — диссертация по философии, и совсем другое — когда просто разговариваешь с умным человеком.

Не во всём я с автором схожусь во взглядах, кое с чем мог бы и поспорить — и поспорил бы, возможно...

Не со всяким хочется поговорить и поспорить. Редкость это нынче.

В общем, автор произвёл на меня весьма и весьма сильное впечатление, и по телевизору, и в книге. Чувствую некую неуловимую общность мировоззрения, простите за высокий штиль...

deeplook
29.11.2013 16:10


Мне эта книга представляется больше "научно-фантастическим пророчеством", чем "стройной философской системой"...

Мегамысль сего труда обозначает будущую задачу человечества во Вселенной. Как и когда осуществится эта задача - автор не проясняет, и в этом он фантастичен; зато старается ответить на вопрос - почему так произойдет, и в этом он наукообразен. Через выведенную

схему пропускаются разные институты, отношения и понятия, то есть "вся жизнь" человечества. Энциклопедические познания автора, безусловно, его "плюс" и "конек".

Однако, самой занимательной является манера изложения. Складывается ощущение, что так мог бы писать отпрыск Полиграфа Шарикова и Эллочки Людоедки: этакое панибратское обращение к читателю в сочетании с безапелляционностью суждений; перемешение избитых оборотов, мата и выражений типа "Э" и "Ага".

В общем, получился такой постсоветский спецпророк. Э?

Classic
23.10.2013 04:04


В книге автор пытается дать ответы на особо волнующие нас вопросы "что есть любовь?", "откуда мы взялись?", "что есть патриотизм?" и прочие. Почему пытается? Потому что все размышления Веллера носят весьма философский характер, не опираясь только на религию или науку, что и делает эту книгу ценной. Конечно не стоит воспринимать эту книгу как истину в последней инстанции, но пищу для размышлений она дает.

И конечно же фирменный юмор, проходящий красной нитью через все книги Веллера, очень радует.

Фриски
17.04.2013 13:01


МИХАИЛ ВЕЛЛЕР – Все о жизни

Евангелие от Михаила:

«Ты кто такой!?

А ты кто такой!?»

Не судите меня строго, я не читал ни «Гонца из Пизы», ни «Легенды Арбата», ни даже боюсь произнести - «Легенды Невского проспекта». Клянусь, собирался, но все как-то не доходили руки, все разменивался на мелочи. Понимаю, что прочитанные в незапамятные времена «Приключения майора Звягина» и не в столь далеком прошлом «Ножик Сережи Довлатова», не могут служить достаточным оправданием столь вопиющего моветона, но к счастью у меня есть один веский аргумент в свою защиту – я добил, домучил, осилил главное произведение Михаила Веллера – «Все о жизни»!

За давностью лет и незначительным объемом прочитанного ранее, у меня никак не совмещались два образа автора - публичный и литературный и, наконец, это случилось – они объединились. Но произошло это, к сожалению, не путем слияния, а путем поглощения и, увы, в пользу публичного. Оказывается беспредельное самомнение, усугубленное полным неприятием чужой точки зрения, это вовсе не телевизионная игра на публику.

О чем же книга? Лучше всего об этом сказал сам Веллер в ее названии, а еще более точно в заглавии первой части: «Всеобщая Теория Всего». Ни больше, ни меньше. Свою теорию автор называет энергоэволюционизмом, а ее суть кратко состоит в следующем: эволюция материи движется по пути нарастающего энергопреобразования, появление человека разумного многократно ускоряет этот процесс, а сам он превращается в его основной механизм. Движущей силой энергопреобразования является стремление природы и человека к максимальному действию. Конечная цель всего этого, состоит ни много ни мало, в уничтожении вселенной и рождении на ее месте новой. О, как! А придурки ученые веками бьются над загадками Материи и Жизни.

На обоснование этой «теории» автор потратил более 700(!) страниц текста, хотя в виду изначальной ее недоказуемости, достаточно было бы двух, причем без какого - либо ущерба для понимания и количества потенциальных сторонников. Но с другой стороны – что ж это за Библия - на двух страницах! А ведь «Все о жизни» по круче будет.По ходу изложения Веллер перелопачивает практически все существующие моральные, этические, психологические и социальные категории, с одной лишь целью – подогнать их проявления под свою концепцию, попутно раздавая направо и налево оплеухи «несуществующим» наукам, начиная с психологии и заканчивая философией.

Оно бы может и ничего - пролетарский задор, экстравагантность, эпатаж, полемика на уровне Балаганова с Паниковским, это нравится, это привлекает (кого-то), но у труда есть еще один, на фоне остального, не заметный, а на деле решающий изъян – отсутствие, позволю себе выразится, самодостаточности текста. Дело в том, что последний держится исключительно на изложенной выше теории, как на своего рода подпорке, убери которую, и он рухнет, превратившись в лучшем случае в набор банальностей.

А «Легенды Невского» я все таки видимо прочитаю.

Slick
27.02.2013 20:57


Ну что ж, доволен я до чертиков. Веллер М.И. в моих глазах вырос еще больше, талант его мне видится теперь совсем огромным, граничащим с гениальностью. Жаль, что электронная версия книги неполная, чашу блаженства испил я не до конца.

Я отношу данный труд к философской литературе. И глубоко все равно, что книга написана простым бытовым языком, панибратским авторским стилем и видится очень многим как собрание банальностей и очевидностей. Часто можно услышать такой отзыв: "И чего же такого сказал Веллер, что я без него не знал? Мурыжил что-то на 700 страниц, воду в ступе толок, а откровений никаких и нет. Как будто дядька какой на завалинке уму-разуму учит несмышленых мальцов." Дорогие мои, так это ж замечательно, что вы все поняли, что автор разжевал все до однородной удобоваримой массы, которую можно поглощать с любым уровнем интеллекта и запасом знаний. Почему философия обязательно должна быть заумной, скучной, вызывающей душевный трепет у одних и несдерживаемый приступ зевоты у других? Понятно, что многим философам хотелось облагородить предмет своего изучения, сделать его достоянием только избранных, как-то самоутвердиться над остальной неразумной толпой, лепя в своих трактатах вычурные словеса и воздвигая многоэтажные путанные обороты. Так, что потом потомки по слогам разбирали написанное и чесали репу - а как же все-таки правильно будет понять этого умного философа, он хотел сказать Это или То? И каждая такая философия превращалась в своеобразную религию для ее почитателей, со своими толкованиями "священных" трактатов философа-творца.

Многие вот думают, что Веллер прописные истины глаголет. Рассказывает, что такое добро, что такое зло, счастье, страдание. Все и так это знают, чего об этом говорить. Угу. А вы попробуйте сформулировать это сами, не заглядывая в его книжку и словари. И постарайтесь быть точны, без плавающих формулировок, максимально четко. А не просто, что "счастье - это когда хорошо". За что обожаю Веллера, так это за его четкость. Четкость мышления, четкость формулировок. И еще он любит докапываться до сути вещей. Он не ограничивается одним "хорошо", он отвергает все непонятные, ничего необъясняющие ярлыки других философских систем, по типу категорического императива Канта, когда говорится, что нечто в жизни устроено так, потому что так. Потому что императив, потому что гладиолус. Все определения этих обычных понятий (добро, зло), которые присутствуют в словарях стоило бы выкинуть и вставить веллеровские определения. Объяснять у него получается лучше остальных.

Дальше читаем?

Classic
30.01.2013 01:49


Квазифилософский путеводитель филолога-сатирика.

Первую главу данной книги вполне можно было бы назвать: «Введение в философию для чайников»… В ней выверено ставятся вопросы и акценты. Например: философия – не наука, т.к. определяется личным опытом. Или: чтобы понять человеческую жизнь (часть), нужно понять целое, т.е. мир; но для понимания мира, нужно сперва понять зеркало, которое отражает его (узнать, что есть истина). Для всего этого следует вооружится – книгами, опытом и размышлением.

Последующие главы же походят на нехитрые рассуждения автора, приправленные едкими приколами, остроумие которых, зачастую, спорно.

Разумеется, и особым обоснованием автор не утруждается. Есть и примечательные ляпы. Например, предельно спорно, что фраза «Знание - Сила», принадлежит Роджеру Бэкону, однако у автора это преподносится как последняя истина. (Очень сомнительно, что господин автор читал по-латински в первоисточнике Роджера. Википедия, к слову, говорит о традиционно приписываемом авторе выражения). И к слову же, в единственной переведенной у нас книге Р. Бэкон - Loci electi / Избранное (М.: Издательство Францисканцев, 2005), я и намека на это выражение не нашел…

...Или, тезис, что «организм в своих реакциях руководствуется не объективной реальностью, а субъективными ощущениями» (с.103). При этом рассказывается про способность организма человека жить без мозга. Так как же, - возрожу автору, - организм может жить без мозга, и быть при этом всецело определяемым субъективными ощущениями? Видимо, господин автор не удосуживается уточнять, что здесь речь должна идти не об ощущениях как таковых, а об инстинктах. Жизнь организма определяется инстинктами, и уже во вторую очередь, их реакциями на ощущения. Автор торопится с выводом: жизнь – комплекс ощущений. Но, очевидно, вернее говорить, что жизнь – комплекс реакций инстинктов на ощущения.

Меня достаточно покоробило, то,что отдав дань философии в первой главе, в последующем Веллер над ней посмеивается. Так, констатируя непонимание обывательским сознанием диалектики, писатель острит:

«Вот если б, конечно, отдать всех в ученье на философский факультет, но от этого нас бог миловал».



Заметно, как близко обывательское «Мы» автору. Сам он прекрасно понимает, что жертвует мысль форме, содержание – простоте, доступности и легкости изложения. Вся книга и задумана как фастфуд для «нормального современного человека», которому думать некогда. Примечательно, что норма бездумной жизни Веллером принимается как правда именно нормальной жизни. И именно этой бездумной публике автор решил посвятить свой этакий квазифилософский путеводитель по жизни. Вопрос только один: зачем? Может быть такова его форма тщеславия и щекотки самооценки?… Прослыть у нее Просветителем, который на ее же языке ей все объясняет, а острячком и перцем приправляет… «Ай да Веллер, ай да молодец!». Однако, он и не льстит данной публике заканчивая свой опус цитатой Стругацких, в разделе «Список использованной литературы»:

“Зачем вам подорожная, хамье, – стеклянным голосом сказал Румата. - Вы ведь неграмотны”.



В целом, книжка написана просторечным, повседневным, тротуарным и порой предельно развязным стилем, но, правда, обточенным языком умелого филолога. Порой встречаются неплохие чеканные формулировки:

«Природу не запретишь. Даже если иногда хочется. С ней можно договориться только на ее языке».



Тезисы обыгрываются или приправляются шутками и анекдотами. Но, разумеется, серьезного содержания у автора не выходит, - слишком много профанации, правда, вполне получилась разминка и затравка для «темного обывателя» начинающего обдумывать вопросы «царицы наук».

Koxxx
14.08.2012 20:05


Ядерный апокалипсис

Отрывок из книги М.Веллера «Все о жизни».

«И вот вам знаменитый советский ядерный полигон - заполярный остров Новая Земля (поистине со смыслом название): легендарные испытания стомегатонной водородной бомбы в 1961 году. Пожалуйте в бункер... дайте товарищу место у перископа.

На стопятидесятиметровой вышке - боеприпас. На земле вдаль идут - окопы, блиндажи, городки искусственные, животные пасутся на разных расстояниях. Боевая техника в укрытиях и поверху. Тундра, серо. У берега меж льдин старые пустые корабли болтаются.

Пошел отсчет секунд! Замерли генералы, замерли ученые.

Вспыхнула на вышке нереальной слепящей яркости сфера, разом полыхнули постройки, грянул неземной силы ураган, смел все вокруг. Многокилометровая стена праха ударила кругом во все стороны, всклубился и вырос снизу в бешеном вращении черный смерч в километры диаметром - вверх плывет белый бушующий шар, окутался дымной шапкой в десятки километров ширины. Встал жуткий гриб в стратосферу.

Вот это мощность! Вот это боеприпас! Вот это испытания! Вот это торжество советской военной науки! Винти, ребята, дырочки для орденов.

Кивают головами ученые. Закуривают удовлетворенно генералы. Шампанским хлопают в бункере: «За успех!»

Стоит двадцатикилометровый апокалиптический гриб над землей, и пылает в центре шапки гигантская огненная сфера. Аж самим жутко.

Минуту пылает. Две пылает.

Смотрят все в перископы с увеличенным вниманием. Расчетное время, однако, истекает. Что надо запустили реакцию. Полная расчетная мощность. Даже больше выходит.

Пятнадцать минут! Все уже понимают, что это... несколько превышает расчеты. Хорошо, конечно... но, знаете, тут не шутки. Оживление спадает, начинает попахивать напряженностью.

Полчаса!!

Братцы, что-то мы не совсем точно рассчитали. Что-то не совсем так. Народ бледнеть начинает. Ученые спорят тихо и лихорадочно.

Час!!!

Продолжает бушевать безумной мощности взрыв! Гигантский шар раскаленной плазмы бушует над Землей!

И тут вспоминают: говорил, говорил же Нильс Бор... что теоретически возможно запустить такой мощности, такого объема термоядерную реакцию, что пойдет она не с отрицательным балансом, а с положительным. Поверхность пламенного сгустка и температура его будут таковы, что начнет вовлекаться в синтез водород воздуха и водяных паров атмосферы, а кислород выгорать, и пойдет реакция с положительным балансом... а там и вода с ее водородом и кислородом, Мировой Океан... и пока, значит, все топливо не кончится... хотя, когда уж пойдет как следует, так это быстро.

Опытным путем, конечно, это проверить трудно было. Но теоретически он допускал, что - возможно... И - вот вам.

И тут кому-то делается плохо. И кому-то нужен врач. И у кого-то происходит непроизвольное мочеиспускание. Зеленые генералы плачуще матерят ученых. Ученые утирают пот и обмениваются довольно бессмысленными замечаниями.

Закуривай, ребята. Конец света. ... твою мать!..

Два часа!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Где-то на горизонте летают американцы и в ужасе смотрят, что это сотворили эти кошмарные русские.

И через два часа реакция начинает явно сворачиваться. Иссякает. Тускнеет, гаснет сфера.

Сил радоваться ни у кого уже нет. Отдуваются, и с бессмысленными блаженными улыбками опускаются сесть на что попало. Спиртик разводят и глотают - ну, падла, есть что праздновать.



После этого и закрыли на пять лет Новую Землю вообще. Уж слишком высока радиация даже для ядерного полигона, соваться нельзя. И крабов вокруг ловить перестали - многовато дряни у них в панцире накапливается после этого эксперимента.

А доложили все в подробностях лично Хрущеву. Хрущев: а что, возможно в принципе создать такую бомбу, чтоб реакция шла с положительным балансом? Посчитать надо, Никита Сергеевич. Считайте! Стали считать. Через восемь месяцев положили расчеты: можно.

Ужаснулись в правительстве, и положили это под сукно. В сейф. Со всеми мыслимыми грозными грифами секретности. С глаз и от греха подальше.

И стали договариваться с американцами о полном и вечном запрещении ядерных испытаний на земле, в атмосфере и под водой. Не гуманизма ради, а спасения для. Как только и возможно, на таких переговорах была масса сверхсекретной информации поведана друг другу - не для печати и всеобщего сведения народов. И летом шестьдесят третьего года подписали это историческое запрещение. Хрущев с Кеннеди.

Вот на этом чуть не кончилась наша с вами история.

Весь водород атмосферы и океана был бы превращен в огненную плазму и гелий в остатке – а заодно выгорела бы вся органика на Земле, уж это ясно, была бы спекшаяся поверхность каменного шара. Примерно так. Уж будьте спокойны.»

Рецензия – здесь.

Mooxa
1.05.2012 03:36


У этой книги необычная судьба. Вот что пишет по этому поводу сам автор:

«В первый раз я кратко изложил свою теорию на 25 страницах летом 1981 года, дав рукописи заголовок «Линия отсчета». Редактор категорически отверг ее включение в мою первую книгу прозы, «Хочу быть дворником», готовившуюся тогда к изданию. Равным образом она была отвергнута всеми мне тогда известными редакциями - от «Нового мира» до «Химии и жизни», всего десятка два отказов.

Во второй раз я изложил ее в повести «Испытатели счастья», сочиненной исключительно ради этого изложения осенью 84 года. Беллетристическое обрамление нужно было только для просовывания вещи в печать. Из всех журналов ее взяла только ленинградская «Аврора» и напечатала в 87 году (такие тогда были сроки). Ни звука о сути теории ни от критиков, ни от читателей не воспоследовало, хотя повесть была отмечена»

Далее последовали еще неоднократные попытки замаскировать свои размышления под диалоги или включить в роман, пока, наконец, с седьмой попытки не удалось опубликовать сей фундаментальный труд полностью.

***

Так что же такое содержится в книге Веллера, что ее не хотели публиковать в течение двух десятков лет? Ответ - его собственные размышления о нашем мироустройстве.

Книга состоит как бы из трех частей.

Первая посвящена осмыслению человека во всех его аспектах. Начиная со здоровья, свойств памяти, особенностей ощущений... и заканчивая этическими проблемами – стремлением к счастью, самореализацией и пр. В конце размещен раздел о неизбежной гибели человечества. :)

Все проблемы, насколько можно понять, у Веллера были из-за второй части, в которой он развивает свою универсальную энергетическую теорию.

И, наконец, в третьей части, которая называется «Пониматель» он вновь возвращается к вопросам, поднятым в начале книги, но уже рассматривает их с точки зрения умудренного жизненным опытом человека.

На мой взгляд, как раз главы, написанные в молодости, еще никому не известным писателем, и есть самые интересные в книге. В третьей части заматеревший Веллер становится занудным, мысли обрывочными, а доказательная логика все менее убедительной. Однако, темы поднятые в ней, пожалуй, самые интересные в книге. Вряд ли кто-то откажется даже просто заглянуть в разделы, посвященные смыслу жизни, совести, отношениям отцов и детей, любви, сексу, искушениям, страданиям и прочему.

***

Думаю, многие найдут в этой книге для себя много интересного и познавательного, хотя бы в виде свода фактов по заявленным темам. Но лично меня не устроил в ней подход к анализу рассматриваемых понятий. Веллер – филолог и это явно отражается на его методе.

Возьмем, к примеру, раздел «Стремление к счастью», где он пытается определить, в чем же это счастье заключается. Выяснение идет методом исключения.

Например, из следующего абзаца:

Уж чем так плохо жила Мерлин Монро? Уж чего так не хватало в жизни Хемингуэю? Почему Байрон - предмет зависти и подражания целого континента, красавец, богач, спортсмен, кумир, гений, - был пессимистом? Почему Лев Толстой - граф, богач, знаменит, женат на любимой – «прятал веревку, чтоб не повеситься, и ружье, чтоб не застрелиться»?

Как говорила моя бабушка, «все есть - счастья нет».



Делается фундаментальный вывод, что счастье не в обладании. Последующие разделы построены по тому же принципы. Берется утверждение, правота которого подкрепляется множеством примеров. Но я так подразумеваю, что существуют примеры (не упомянутые в книге), свидетельствующие о прямо противоположном.

***

И, тем не менее, книгу вполне стоит прочитать хотя бы для того, чтобы получить некий набор фактов, на основе которых можно будет потом строить собственное миропонимание.

В разделе «Истории» я разместил «завлекаловку» - отрывок из книги Веллера о ядерном апокалипсисе, который чуть-чуть не постиг нашу землю. Возможно, Михаил Иосифович немного и приукрашивает происходящее, но суть, в общем-то, верна.

12