Перед восходом солнца Михаил Михайлович Зощенко - информация о книге, отзывы, рецензии, где купить
все книги интернета у нас на izdat.net137848 произведений   54271 авторов
> > >
> Перед восходом солнца


Перед восходом солнца скачать

Книга добавлена в библиотеку 04.04.2017
Аннотация
Автобиографический роман "Перед восходом солнца" Зощенко всегда считал главным своим произведением. В нем автор пытался преодолеть свою меланхолию и страх жизни, анализируя прошлое.

Комментарии

Комментарии к Перед восходом солнца

0 / 1000
дионис 30.07.2013 18:04

Зощенко дает совершенно точный и долгожданный ответ на вопрос, почему все прозаики и поэты априори страдальцы и неудачники

Партнер сайта chitalka.net

Другие книги
Рецензии

1986
14.07.2016 12:09


Неоднозначные выводы..

Приступая к чтению данной книги , я ожидала гораздо большего. Понятно, что не весёлых и юмористических рассказов, что можно было-бы предположить, зная творчество автора, так как , я думаю, что ни для кого не секрет то, что писатели сатирического жанра, как и клоуны, в жизни совсем не обязательно схожи со своими персонажами и могут беспрестанно сыпать шутками и анекдотами и устраивать забавные розыгрыши.

На протяжении всей книги автор анализирует своё прошлое : детство , юность, пытаясь найти корни своих страхов и постоянной меланхолии, тоски , депрессии. За основу он берёт учение физиолога Павлова И.П. о высшей нервной деятельности и далее развивает эту мысль , подкрепляя свои рассуждения примерами из собственной -же жизни , а также жизни других представителей творческой интеллигенции России и мира. При этом параллельно идёт опровержение теории Фрейда. Но чем дальше я читала, тем больше у меня складывалось ощущение, что автор пытается в своих рассуждениях убедить не только читателей, в данном случае меня, но в первую очередь и самого себя. Повтор раз за разом одних и тех-же мыслей напоминал бег по кругу. Также мне показались сильно сомнительными его воспоминания из младенческого периода детства, которые он вдруг усилием воли и собственными теориями вызвал на поверхность памяти. Так и напрашивается всем известная фраза Станиславского :"Не верю..

Итогом книги и всей теории становится чудесное исцеление писателя. Пусть простят мою иронию те, кому книга понравилась и они смогли почерпнуть что-то для себя. Но это спорный вопрос, так как автор не даёт практических советов и мне кажется, что не все способны вдруг вспомнить всё, что было в детстве , начиная с самого рождения без квалифицированной помощи ..

Я думаю, что большинству людей известно, что все мы родом из детства и многие проблемы взрослой жизни имеют свои корни там. И тут нет особой необходимости в учениях Павлова и Фрейда, чтобы заниматься самоанализом.

Проблема, однако, в том, что если автор нашёл отличный и чудодейственный способ исцеления, тогда почему-же он продолжал страдать приступами меланхолии и впадал в депрессию ?

Поэтому только нейтральная оценка как дань уважения автору и его труду...

Trix
25.02.2016 05:04


Книга - открытие Михаила Зощенко для меня. Думаю, большинство читателей знают писателя с другой стороны и часто даже пренебрегают его творчеством из-за когда-то в юности прочитанных рассказов о советской суровой, но развеселой реальности. А тут совсем другое. Зощенко предстает в качестве самопсихолога, пытается решить проблему. Причем проблему действительно серьезную, наверное, сейчас это обобщили бы и назвали депрессией, автор же ведет борьбу со своей тоской, которая не давала ему жить до тридцати лет. И это не просто грусть, у Зощенко она принимала вполне клинический характер, когда он переставал есть и выходить из дома. Эта книга серьезное произведение, включающее в себя несколько этапов разбора проблемы и ее решения. Сначала автор пытается вспомнить, возможно какая-то психологическая травма повлияла на него так. Он копает все глубже и постепенно добирается до своих младенческих лет, проходя при этом все муки ада. Что удивительно, он, усилием воли, находит эту травму, справляется с ней с помощью разума. В общем, на страницах этой повести Михаил Зощенко предстает перед читателем как очень незаурядная личность, а главное, сильный и упорный и независимый человек. Вызывают даже некоторое восхищение его глубокие и разносторонние познания, особенно в области психологии. После самокопания он дает экскурс по психологии, рассказывает про Павлова и Фрейда, и совсем не простым языком, его цель не упростить, а показать всю серьезность проблемы. В конце Зощенко обращается к великим и знаменитым и дает свою оценку их психологического состояния, и все это очень правдоподобно, уж поверьте мне. Вообще, книга добротная, и как сам писатель пишет, ее цель - помочь тем, у кого схожие проблемы, показать, что проблема решаема, но не стоит делать того же самостоятельно, надо обратиться к врачу, но, желательно, к профессионалу. Кроме небольшого отступления по поводу того, что Гоголя с ума свела николаевская Россия, все в этой книге полезно и ценно для прочтения. И она очень разная, в начале художественная, потом научная, в ней есть целая гамма стилей повествования.

Свои взгляды на творчество Зощенко и на его личность я однозначно пересмотрю.

Pink
8.12.2015 03:14


Во многом знании - немалая печаль

Во многом знании - немалая печаль,

Так говорил творец Экклезиаста.

Я вовсе не мудрец, но почему так часто

Мне жаль весь мир и человека жаль?

Н. Заболоцкий.

Поскольку я уже знала, как тяжело жил Михаил Зощенко и как печально прошли его последние годы, я читала эту книгу со стесненным сердцем. Это большой труд человека, который чувствует приближение душевной болезни, - точнее даже чувствует ее присутствие рядом, ее горячее прикосновение - и не хочет сдаваться, упрямо борется и отстаивает свой разум и свою душу. Он уже затронут недугом, он уже напуган и борется с этим страхом и с этим недугом. Эта книга - героическое свидетельство борьбы человека и болезни. Настойчиво и методично копается Зощенко в своей жизни, в жизни других людей, в научных трудах и любых других источниках - в поисках спасения. Он бормочет и боромочет, повторяя как заклинание: разум может победить, разум может победить... Как я уже писала, мы знаем, что болезнь победила. Поэтому каждая страница для меня пропитана печалью и, в общем-то пессимизмом. Я думаю, что в принципе в ней можно найти и бодрую надежду, и полезную информацию, но это не мой случай, увы. Мы с книгой сошлись в такое время и в таком месте, что нам только обняться и плакать. Всё будет так, исхода нет.

Infinity
27.07.2015 05:31


Я вчера закончила читать повесть М. Зощенко «Перед восходом солнца», и нахожусь сейчас в некотором замешательстве.
 Безусловно, произведение меня впечатлило. Я не ожидала ничего подобного от автора, прославившегося за счет юмористических рассказов, баек и легенд.

Повесть ошарашивает прежде всего авторской честностью и открытостью. Зощенко выворачивает наизнанку свою душу, чтобы вместе с читателем разобраться в причине мучающих его недугов - страхов, сковавших разум писателя и мешающих ему жить и получать удовольствие от жизни.

Чтобы докопаться до сути, Зощенко вспоминает самые яркие события из своей жизни. Он обращается к прошлому, но делает это не последовательно, а как ему захочется; писатель перескакивает от юности к детству, потом обращается к младенчеству, затем снова к детству и заканчивает свой рассказ настоящим временем.

Книга напоминает дневник, состоящий из маленьких новелл. Особенно первая часть повести. Уж в ней-то мы узнаем нашего старого-доброго Зощенко, который может заставить читателя улыбаться и смеяться. Но наравне со смехом здесь присутствует и леденящее чувство тотального одиночества. Зощенко показан как человек, который с самого рождения был обречен на непонимание со стороны окружающих его людей. Невозможность подружиться, нормально полюбить кого-то и так далее. Анализируя свою хандру, Зощенко отмечает наличие оной и у других писателей, с которыми он бил лично знаком, - Горький, Маяковский, Блок и Есенин.

Зощенко первую половину книги копается в своем прошлом на предмет первых страхов, первопричин, что испортили всю его дальнейшую жизнь. Он их нашел.

И всю вторую часть книги автор занимается тем, что развинчивает учение Фрейда и поддерживает учение Павлова. Зощенко настаивает на рефлексах, живущих в людях с первого дня их жизни, а не на всевластии либидо. Честно говоря, я эту часть текста читала очень тяжело, потому что порой казалось, что Зощенко слишком занесло. Писатель действительно углубляется в научную сферу, пытается анализировать сны и страхи людей, но делает это по-дилетантски, что сразу бросается читателю в глаза. Иногда автор слишком наивно размышляет по поводу своих проблем, хотя пытается убедить читателя в научной обоснованности собственных решений. Очень странными и надуманными кажутся мысли Зощенко о взаимоотношениях с женщинами и о страхах, связанными с противоположным полом.

Зато повесть очень приятно заканчивается. Ну, приятно - для любителей историй о других писателях. Зощенко собрал интересный материал о знаменитых художниках, которые страдали будто бы беспричинной хандрой. Подробно писатель говорит о Гоголе и Эдгаре По, вставляет в свой текст цитаты из их переписок с друзьями.

А последние главы произведения - ода разуму: он один способен побороть не только страхи человека, но даже его физические недомогания. Вроде как оптимистическая нота, но все мы знаем, в каких условиях потом жил Зощенко и как он умер.

Фриски
17.06.2015 21:59


На мой взгляд, подобные книги, конечно, нужно читать невероятно осторожно, потому что Зощенко невероятно убедителен в подборе фактов и трактовок своих и чужих психических реакций на происходящее. Та детальность, с которой он работает над каждым звоночком, каждым воспоминанием, каждым возможным фактором развития невроза вообще свидетельствует об уровне зависимости человека от самого процесса поиска и объяснения самого себя с позиции взаимосвязей между событиями нашей жизни и последующими реакциями на раздражители.

Кому-то такой метод, вероятно, помогает, для других же он просто превращается в манию, где за поиском того, как одно вытекает из другого, не кроется ни малейшей надежды себе помочь, только объяснить окружающим, почему-де я так слаб перед внешним миром и хочу от него укрыться.

В целом, книга, оставляет весьма неоднозначное впечатление, хотя написана довольно живо с большим количество автобиографических деталей, которые, впрочем, интересны опять же лишь в купе с теорией Зощенко, а без неё они превращаются в набор иллюстраций, которые не представляют никакой ценности.

Polyglot
10.06.2015 15:53


Для начала должен сказать, что я очень странным образом читал эту книгу. Сначала я прочел ту ее часть, которая называется "Повесть о разуме" - это заключительная часть книги, что издавалась как самостоятельное произведение в издании, которого на Лайвлибе не нашел, и в которой оставлены все околонаучные рассуждения и полностью исключены автобиографические заметки. Текст в этом издании подается без изменений начиная с восьмой главы, потому вовсе нетрудно заметить, что это продолжение чего-то, ведь автор время от времени ссылается на то, что было написано выше, но там, выше, это мною обнаружено не было. В целом, за неимением лучшего (и раз так подается - то можно читать) я решил дочитать это до конца, а всю автобиографию, служащую вступлением к этим размышлениям - прочесть позже, как я, собственно, и сделал и как никому делать не советую. Меня очень удивило, что у этого обрубка есть своя страничка и на него даже написаны рецензии.

Что касается автобиографии, так она придется по вкусу всем любителям ностальгии и писательского вранья о своей жизни. Все автобиографии очень похожи между собой и написаны людьми, которые тоскуют по былым временам. Отличительная черта воспоминаний Зощенко в том, что эти былые времена были не так давно (он писал эту книгу не дряхлым стариком) и поданы в обратном порядке. Примечательно, что все воспоминания у него - это маленькие отрывки, между которыми нет плавных переходов. Он, как вспышками света озаряет по одному предмету в большой комнате воспоминаний, по тому одному предмету, который он сам считал выдающимся, но который его биографы вовсе оставили бы без внимания. Удивительно, что человек, который прошел войну, оглядываясь назад, разглядывает столь разные события, порой совершенно незначительные, и его взгляд так редко останавливается на войне.

По поводу же психоанализа и всего прочего, что идет после автобиографии, могу сказать, что эти страницы пропитаны дилетантизмом до крайности. Зощенко там пытается рассуждать на темы, которые и для современной науки не есть чем-то однозначным, в то же время даже великие ученые не были особенно просвещены. Он делится опытом, якобы успешным, но вас ни на секунду не покидает впечатление, что описанное - вещь не иначе как сомнительная. Личная проблема, которую он обнажает перед читателем и рассматривает в свете психоанализа, оставляет равнодушным, и жалости не испытываешь, проблема кажется несущественной, сентиментализма ноль, потому массы от чтива не в восторге и ты сам тоже. Нельзя так же сказать, что он непредвзято взирает на актуальные тому времени научные вопросы и течения. Это взгляд интеллектуальный, но достаточно однобокий - автор рассматривает подходы разных ученых, но практически всегда возвращается к Павлову - советскому ученому, к которому он относится в этой книге с явным подобострастием. Думаю, автору не следовало писать умозаключения, будучи под свежим впечатлением.

В целом, могу сказать, что книга очень хороша как образец нетипичной для писателя литературы, по ознакомлению с которой можно лучше изучить автора, его взгляды на простые и сложные вещи. Автобиография никого не оставит равнодушным - она откровенна и оставляет определенное послевкусие. Что же до псевдонаук и наук, затронутых после, думаю, не следует это принимать как откровение, это безделушка, размышления вслух, которыми играет и должен играть пытливый ум.

Итог: 4/5.

Azazello
4.05.2015 19:08


"Моя работа опровергает «философию» фашизма, которая говорит, что сознание приносит людям неисчислимые беды, что человеческое счастье в возврате к варварству, к дикости, в отказе от цивилизации."



Как всегда, дивный Зощенко меня впечатлил. Но в этот раз не так, как обычно. Не только как писатель и психолог, но и как исследователь. И "Перед восходом солнца" совсем не похожа на его очаровательные, искрометные, хулиганские рассказы, сочащиеся юмором (хотя и здесь есть маленькие "новеллы"-воспоминания, остроумные и блестяще написанные). А как грамотно он препарирует учения Фрейда и Павлова!

Здесь, в этой автобиографической повести, я смогла разглядеть нервную, меланхоличную натуру писателя (как и все публично/книжно веселые люди, он совсем не был балагуром), восхититься его поисками в области психологии и философии, потрястись от жути, читая его триллерные воспоминания детства и самокопания в пещерах подсознания. Очень интересны его постепенные нащупывания причин собственной тревожности, иррациональных страхов, неврастении. В поисках истины Зощенко ставит на две аксиомы: "Все мы родом из детства", и "Все мы - животные". И не промахивается. Интересны также его воспоминания и ощущения, описания встреч с Маяковским и Есениным.

Итог - жизнеутверждающ и убедителен - всё в жизни мы вольны сделать сами. Свои необоснованные страхи, психосоматические болезни, внутренние самозапреты можно победить и справиться с ними навсегда. С помощью воли, разума, через понимание. Возможно, с помощью очень хорошего психолога, настоящего профессионала.

Abricos
1.10.2014 16:25


Наука несовершенна. Истина — дочь времени.



Меня всегда поражало: художник, прежде чем рисовать человеческое тело, должен в обязательном порядке изучить анатомию. Только знание этой науки избавляло художника от ошибок в изображении. А писатель, в ведении которого больше, чем человеческое тело, — его психика, его сознание, — не часто стремится к подобного рода знаниям. Я посчитал своей обязанностью кое-чему поучиться. И, поучившись, поделился этим с читателем.



Очень непривычно воспринимать психологическую книгу привычного сатирика. Начитавшись фельетонов и очерков в манере "Крокодила", невольно ожидаешь нечто подобного и в очередном произведении Зощенко. И только тот, кто имеет привычки читать аннотации и синопсисы - только такой читатель будет подготовленным не встретить высоких господ маленького роста, и пьяных товарищей, возвращающихся домой лёжа.

Зощенко задумался, откуда у него депрессия, хандра, сплин, уныние и тоска. И написал об этом художественную книгу. Почти что психологический роман получился, особенно при наличии так называемых (им, Зощенко называемых) новелл о его юности, детстве и даже младенчестве.

Ничего себе память, однако, если сумел достать из её глубин фрагменты о пребывании в занавешенной люльке...

Поражает даже не только и не столько глубина его исследования, при котором он понял, отчего ему снятся вода, тигры и нищие, и какое отношение это имеет к его регулярной депрессии, но и невероятное терпение, с каким автор изучал психическую сторону своей болезни и болезней других людей - болезней, выражающихся физическими недомоганиями, но имеющими сугубо психическую причину и основу. Ещё раз- терпение, методичность, настойчивость - вот главные залоги качества этой книги.

И всё-таки мне показалось, что обобщая собственную теорию, Зощенко несколько перегнул с выводами, касающимися мужской боязни отношений с женщинами. Иногда возникало ощущение, что некоторые его трактовки выведены преимущественно ради опровержения фрейдовской теории и доказательства теории Павлова.

Читать эту книгу нужно не торопясь, размеренно, в спокойной обстановке. Не наскоком. И быть готовым к тому, что самому захочется покопаться в себе, выяснить первопричины повторяющихся снов. Ему регулярно снились тигры, вода и нищие. Мне вот очень часто видится по ночам московское метро и эскалаторы. Ну, какое у меня было в детстве потрясение, если я живу с рождения в Нижнем Новгороде?

Впрочем, если бы покопался, может и нашёл бы. Да вот только нет у меня такого терпения, как у М.М.

Books
26.09.2014 04:09


Большинство писателей - хорошие психологи, это составляющая таланта, Зощенко удивил меня другим - кроме несомненного писательского таланта, он обладал даром настоящего исследователя, ученого, и живи он в ...другой России, мир вполне определенно пополнился бы еще и значительным авторитетом в области врачевания человеческих душ. Не сложилось. Многое не сложилось и пришло туда, куда пришло.

Однако, в большей мере книга восхитила меня не этим. Накладываясь на современность, она вызывает весьма невеселые размышления, которые тем невеселее, что утраченное не вернуть, историю не поправить и варварство гораздо ближе толпе, чем все вместе взятые высокие идеалы. Это было бы даже смешно, коли не было столь грустно: руководители Управления пропаганды и агитации писали в свое время, что мол "повесть Зощенко чужда чувствам и мыслям нашего народа… Зощенко рисует чрезвычайно извращенную картину жизни нашего народа… Вся повесть Зощенко является клеветой на наш народ, опошлением его чувств и его жизни". Какое жестокое дежавю.

Еще вспоминается незабвенная басня Крылова о мартышке, увидевшей себя в зеркале ("...я удавилась бы с тоски, когда бы на нее хоть чуть была похожа.")

-Я верю только своим глазам. Как Гарун аль Рашид, я хожу по чужим домам. Я хожу по коридорам, кухням, захожу в комнаты. Я вижу тусклые лампочки, рваные обои, белье на веревке, ужасную тесноту, мусор, рвань. Да, конечно, только недавно миновали тяжелые годы, голод, разруха… Но все же я не думал, что увижу то, что увидел.

Зощенко пишет о своей юности, первой влюбленности ("— Вообще я полюбила вас напрасно. Решительно все девочки не советовали мне этого делать…"), учебе, о дорогах Первой мировой ("Мне казалось, что я был в аду! В аду я был двадцать пять лет спустя, когда через дом от меня разорвалась немецкая бомба весом в полтонны."), о детстве, младенчестве - он пишет о стране, которую мы потеряли, о культуре, которую утратили (да, это была небольшая пленка на дремучем море, но она хотя бы была), о том новом мире, который и раньше прекрасно себя чувствовал, но теперь просто расцвел буйным цветом повсеместно-неприкрыто:



— Ну да… У меня уже есть договоренность почти со всеми вашими… Доход пополам…

— Мерзавец!.. Вы врете! — бормочу я. — Со всеми?

Кассир пожимает плечами.

— Ну, не со всеми, — говорит он, — но… со многими… А что вас так удивляет? Все так делают… Да разве мог бы я жить на тридцать шесть рублей… Я даже не считаю это преступлением. Нас толкают на это…

Резко повернувшись, я ухожу. Кассир догоняет меня.

— Коллега, — говорит он, — если не хотите — не надо, я не настаиваю… Только не вздумайте кому-нибудь об этом рассказать. Во-первых — никто не поверит. Во-вторых — доказать нельзя. В-третьих — прослывете лжецом, склочником…

Я медленно бреду к дому… Идет дождь…

Я читаю все эти строки. А за окном идет дождь. Я перечитываю зощенковское "Моя работа опровергает «философию» фашизма, которая говорит, что сознание приносит людям неисчислимые беды, что человеческое счастье в возврате к варварству, к дикости, в отказе от цивилизации." ... и мне кажется, этот дождь вечен.

И мы - вечно перед восходом солнца, которое никак не взойдет.

Wiki
22.03.2014 05:13


Краткое содержание: у писателя Зощенко была депрессия и писатель Зощенко по этому поводу задался справедливым вопросом "какого хрена?" И принялся сам себе на него отвечать. Сначала он зашел с одной стороны. "Уйди, писатель Зощенко, два, придешь на пересдачу", сказала его психика. Потом он зашел с другой стороны. "На пересдачу!", сказала психика. А потом он зашел с нужной стороны, и депрессия у него кончилась насовсем. Теперь он делится своим опытом с тобой, маленький депрессивный читатель, но категорически не советует повторять его опыты в домашних условиях.

12