Мелкие боги Терри Пратчетт скачать ознакомительный фрагмент в формате fb2.zip, html.zip, txt, txt.zip, rtf.zip, a4.pdf, a6.pdf, mobi.prc, lrf, epub и купить в интернет-магазине полную версию книги
все книги интернета у нас на izdat.net137848 произведений   54271 авторов
> > >
> Мелкие боги


Мелкие боги скачать

Книга добавлена в библиотеку 18.01.2013
Аннотация

Эта история произошла давным-давно, когда по пустыне еще бродили говорящие кусты и разговаривали со случайными прохожими (человек, который имеет привычку гулять по пустыне, ничуточки не удивится, если с ним вдруг заговорит ящерица, булыжник, а тем более куст).

Именно тогда церковь Великого Бога Ома ждала пришествия очередного пророка, который вот-вот должен был явиться, поскольку пророки – весьма обязательные люди и четко следуют установленному расписанию. Именно тогда юный послушник по имени Брута обнаружил в саду маленькую черепашку, которая на поверку оказалась тем самым Великим Богом Омом… А вообще, эта история про черепах и орлов, а также про то, почему черепахи не умеют летать.

Скачать книгу Мелкие боги (ознакомительный фрагмент)

Доступные форматы для скачивания:
fb2.zip, html.zip, txt, txt.zip, rtf.zip, a4.pdf, a6.pdf, mobi.prc, lrf, epub

Читать онлайн книгу Мелкие боги


Комментарии

Комментарии к Мелкие боги

0 / 1000
ImLovingIt 13.09.2015 12:14

Книга в фирменном Пратчеттовском стиле для тех кто любит рассуждения о религии и философии, а также замаскированные образы известных личностей. Ну а кто не любит, то это отличный повод полюбить,)

Hard Rock 2.08.2010 10:04

Это была третья книга Пратчетта, которую я прочитала, и могу сказать все то же: для меня он одинаков. Идея, безусловно, есть, и она хороша (люблю и околотеологические темы, и мифологичность, и цикличность).

Pink 22.11.2009 10:40
Не люблю Пратчетта, и эту книгу прочитать тоже не смогла, несмотря на то, что хотела, потому как тематика моя любимая.
Попытка юморить на квадратный сантиметр текста у Пратчетта набивает оскомину.
Classic 4.04.2009 03:22

А вообще, эта история про черепах и орлов, а также про то, почему черепахи не умеют летать

Партнер сайта chitalka.net

Другие книги
Рецензии

Mooxa
29.03.2016 15:30


Терри Пратчетт - гений.

Эта книга очередное тому доказательство. Сами по себе книги Пратчетта - своеобразное юмористическое фэнтези, не лишенное своего очарования, но с некоторыми недостатками. Но его читая его книги невольно начинаешь сопоставлять написанное у него книгах, с реальностью. И становится намного интереснее. В сказочном антураже отлично обыгрываются вполне реальные общественные проблемы, причем обыгрываются с юмором и стилем, присущим только Пратчетту.

В данном случае автор выразил свою точку зрения по вопросам религии, философии и черепахового супа :)

В государстве с мощным церковным аппаратом, оказывается всего один истинно верующий человек. Остальные верят в церковь, в инквизицию, в жрецов, во все что угодно, но не в своего бога. А когда в бога никто не верит - бог бессилен. А если бог бессилен - он не может явить чуда и убедить людей верить именно в него, а не в любого другого из мелких божков. Замкнутый круг.

Большая часть книги повествует именно о том, как растерявший почти всех последователей бог Ом пытается обрести былое могущество, путешествуя в облике маленькой черепашки со своим единственным адептом. Финал, по сравнению с остальной книгой получился несколько сумбурный, но впечатления это не испортило.

Отличная книга, дает массу пищи для размышлений.

magic
13.03.2016 06:01


Одноглазая черепаха и человек дождя

Книга оставила очень неоднозначное впечатление. И вовсе не из-за острой темы, выбранной сэром Терри. Напротив, размышлять о религии вместе с автором было очень любопытно. Но вот к качеству написанного есть вопросы. Неровно как-то вышло. Но обо всём по порядку.

История начинается со встречи некогда могущественного бога Ома, волею злого рока заключённого, в тело маленькой одноглазой черепашки (тема одноглазия до сих пор не раскрыта) и юноши по имени Брута, слепо верящего во Всевышнего. Всевышний, как ни трудно догадаться, и есть Ом. Черепаха очень любит говорить, а Брута, по объективным причинам, оказывается единственным, кто может её слышать.

Знакомство наших героев сопровождается описанием всех тёмных и не очень сторон омнианства (это такая религия), описанием Цитадели (это нечто среднее между храмом и пыточной) и всех её обитателей. Среди которых хочется отметить вояку Б’ей Режа, главу квизиции Ворбиса и, конечно, саму добродетель брата Нюмрода. Также эпизодическими ролями отметились Смерть и Себе-Рублю-Руку Достаб. Радостно видеть знакомые лица.

В составе омнианской дипмиссии Брута и его новоиспечённый друг с одним глазом отправляются в город-государство Эфеб, где им предстоит встретиться с безбожниками. И не то чтобы эфебцы не верили в богов, они верили, но не в тех, в которых было нужно. Наиболее яркими представителями города видятся философы – учёные мужи почтенного возраста, нещадно лупящие друг друга в поисках истины. Вот они то и правда считали богов пережитком устаревшей системы вероисповедания, но всё же за языком старались следить, т.к. получать молнией в голову никто не любит. Именно благодаря философам, а вернее сказать, благодаря одному из них – Дидактилосу (культовая личность), Брута начинает узнавать о богах нечто новое. Знания о классовом неравенстве также начинают занимать мысли Бруты, но уже благодаря местным рабам, описывая жизненный уклад которых, автор определенно на кого-то намекал.

А дальше что-то пошло не так.



Если коротко, то дальше были бегство, пустыня и возвращение в Омнию, но сопровождалось это всё непрекращающимися нелепостями.

Брута зачем-то превратился в человека дождя, не иначе. Он и без того при очень посредственном интеллекте обладал нечеловеческой памятью, но к экватору текста этот его талант был доведён до абсурда. Потенциально сильные диалоги стали обрываться на полуслове. Была введена целая толпа картонных персонажей. Появились эпизоды, которые иначе как абсурдными не назовёшь. Несчастный Брута пересёк пустыню и только к концу путешествия понял, что у него есть ранец и в нём можно нести черепаху. Следом на одном квадратном метре бескрайней пустыни встретились две черепахи и коза (как в басне). Потом одна из этих черепах укусила орла в пах. А много позднее была сцена, в которой один очень крутой бог в буквальном смысле избивал менее крутых богов.

Единственным светлым пятном на фоне всего этого безобразия, осталось только моральное, духовное и, как показалось, даже умственное взросление Бруты. Наблюдать за главным героем было действительно интересно.

Резюмирую. В целом, книга оставила положительное впечатление, но с большим количеством вопросов ко второй половине текста. И если бы не эти вопросы, то я, вероятно, был бы уже потерян для этого мира, из-за непрерывного чтения всего цикла. А пока остаётся так же несмело блуждать от одной книги Пратчетта к другой.

OK
8.03.2016 15:47


Кажется, я должна произнести молитву маленькому богу книжной полки, который восемь лет назад подсунул мне один из номеров "Если" со статьей про замечательную серию книг Терри Пратчетта. И еще всему пантеону богов библиотеки за то, что вскоре я нашла там "Мелких богов". После такого впечатляющего знакомства началась моя охота за этим сериалом, включая любительские и фанатские переводы. Так что спасибо мелким богам)

В этот раз я читала роман о Бруте и боге Оме параллельно с Сумерками богов , поэтому невольно пришлось сравнивать взгляды Фрейда, Ницше и Пратчетта на религию, причины и способы ее возникновения. Согласно Ницше, религия - средство "жрецов" управлять слабыми, христианство - религия для слабых, ее придумали иудеи, потому что они слабые, кроме Христа истинных христиан на свете не было и т.д. Что ж, с позиции омнианства, верующие - слабые духом овцы, которых нужно наказывать заранее и контролировать на каждом шагу, однако перед омнианином нет примера смирения, сострадания и искупления, у них нет мученика. Омниане верят в грех и наказание за него - в этой и иной жизни, а грехом является любое неповиновение заповедям сурового бога Ома. А еще в то, что Квизиция все видит и знает. У омниан гораздо меньше пространства для выбора - бог близко, он суров, он НЕ прощает.

По Фрейду, бог - это проекция образа отца на страшный и огромный внешний мир, который может защитить, если ты ведешь себя хорошо, и выпороть и поставить в угол (отправить в ад) - если нет. Фрейд, видимо, не учитывал, что религии берут начало с таких времен, когда отец был не главой семьи, а тем, кто вечно пропадает на охоте или на войне с соседним племенем, что вместо бога-отца была мать-природа, и свои божества были у всего - такие же реальные, как животные, деревья и люди. Верховный бог выделился среди них вроде вождя у племени, и со временем он превратился в единого бога-отца. Видимо, все было наоборот, не религия была переносом отношений с отцом на отношения с миром, а отношения Фрейда с отцом перенеслись на его взгляды на религию и вообще на все его взгляды, включая психоанализ.

Боги Пратчетта подобны идеям Платона. Они носятся в воздухе, им нужно только найти верующего и зацепиться в каком-либо месте, чтобы обрести хоть немного могущества - и тогда количество верующих будет расти в геометрической прогрессии. Вера возникает в ответ на реальное взаимодействие с миром и больше похожа на симбиоз, чем на какую-то проекцию. Сложно не верить в бога, если он может подойти и вежливо спросить, почему ты в него не веришь - ну, или поразить тебя молнией, что гораздо вероятнее. Жрецы и управленцы возникают на теле религии уже позже, сами собой, потому что такова природа человека. По Пратчетту, среди богов существует конкуренция, естественный отбор и много других серьезных дел, поэтому им некогда заниматься своим культом, а религия - целиком продукт человеческой самодеятельности. Ом, очутившись в теле черепашки, ужасается тому, что люди творили его именем, а позже раскаивается в жадности и эгоизме, которые позволяли ему не обращать внимания на свой культ и своих верующих. В итоге вера выродилась в служение привычной системе, как это происходит с любой идеей. Так как мир, в котором мы живем, всего лишь отражение Плоского мира (а не наоборот, как некоторые думают), то в "Мелких богах" более выпукло и наглядно отражен взгляд Пратчетта на наши земные религии: все они зарождаются как идеи (вера) и вырождаются в массивные самоорганизующиеся системы (церковь). И, в противовес Ницше, у Пратчетта именно ничтожный и слабый (не имеющий никакой власти) Брута спасает давно забытого системой бога.

ПС. Ну, такой вот сравнительный анализ получился, просьба не воспринимать его всерьез. Честно говоря, размышления Ницше и Фрейда показались мне слишком теоретическими, кабинетными, что ли, словно теоретизировали они над книгами о реальном мире, а не над реальным миром - но это уже совсем другая история.

Polyglot
3.01.2016 12:02


Аааа спонсор этого отзыва — российские издательства! Российские издательства — напиши в аннотации полную чушь и оттолкни читателя от хорошей книги!

Серьезно, наших издателей есть за что хвалить — потрясающее умение написать в аннотации то, что к прочтению подтолкнет лишь человека, первый раз держащего в руках книгу, не считая школьные учебники. Знакомство с Плоским миром отложилось на два года, ибо о Терри Пратчетте я слышал только то, что тиражи его книг составляют неисчислимые триллионы экземпляров (аж целую статью где-то читал — только о тиражах и популярности Пратчетта), что он — самый популярный писатель в мире, ну и еще слышал, что юмористическую фэнтези пишет. О самом творчестве — ничего больше. Когда хвалят не писательский талант автора, а его бесчисленные тиражи, не знаю, каких любителей Донцовой это должно привлечь.

Как выяснилось в ходе вскрытия, всё это практически не соответствует реальности. Это я не про популярность с тиражами, хотя есть еще Стивен Кинг, который мог бы поспорить с Терри за звание самого известного автора современности, а про жанр. Юмористическая фэнтези. Понимаете? В аннотациях была обещана хлесткая сатира, искрометный юмор, и тому подобное, с чем знакомиться никак не хотелось. Начиная читать книгу, не заглянув в отзывы на Фантлабе, ожидая лишь развеселой беллетрестической фэнтези с юмором ничуть не выпуклее Плоского мира, был приятно удивлен. Да, я сам выбрал эту книгу с полочки, однако всё равно было интересно узнать, что за зверь этот Терри Пратчетт.

...который не оказался ни каким-нибудь Гальцевым, ни Петросяном, и даже вовсе не Беляниным, которого я здесь ожидал увидеть. Называя Пратчетта автором фэнтези, тем более юмористической, издатели, как и многие читатели, весьма жестоко просчитались. Он пишет далеко не это. Фэнтези, как и юмор, минимум — в этой книге, служат лишь антуражем, дополнением, средством — называйте как хотите, но основное содержание тут — далеко не "юмористическая фэнтези". Да, возможно, сатира, а не ЮФ, тут петросянские шутки далеко не в центре событий.

В первую очередь, вместо ржаки на меня обрушился, внезапно, поток мыслей. Нет, юмор, конечно, тоже был, однако он содержался лишь в междустрочном интервале и редко более. Впрочем, эти мысли были не абы какими пафосными и красноречивыми, они высказаны самым простым и понятным языком, и тут я понял, что фэнтези и юмор у Пратчетта — как раз таки не более, чем антураж к происходящему. Мне показалось, что эти две вещи — всего лишь средство, чтобы более простым и понятным языком донести до читателя свои мысли. Если писать драматичные пафосные книжки, большинство читателей и не обратят внимания на все эти размышления, серьезные размусоливания на таком же фоне как-то не выделяются. А когда начинаешь читать "юмористическую фэнтези" (сто раз сказал эти два слова, ну да и ладно), а тебе встречаются серьезные, и при этом не занудные размышления автора — вот это как раз здорово контрастирует и просто проглотить эти мысли невозможно. Благодаря таким средствам все эти сложные концепции становятся интересными и увлекательными, потому что это необычно, а необычное запоминается. Так что, дорогие товарищи издатели, говоря про юмор и про фэнтези, зачастую забывают, что они пишут совсем не о главном блюде.

Тут всего лишь два слоя — это как раз таки приключенческий роман для расслабона, и кое-что поглубже, и это самое кое-что как раз таки служит основой, как по мне. Тем более в этой книге — "Мелкие боги" — обыгрывается религия и вся ее суть. Религия вообще, как известно, во все времена была довольно щепетильной темой — куда ни плюнь, обязательно заденешь чьи-нибудь чувства, однако Пратчетт посвящает ей целую книгу. Причем, как мне показалось, достаётся в основном не вере, а как раз таки религии, истинную веру человека в какое-либо божество Терри гладит по головке. Бог, в честь которого отбабахали целое государство, понастроили храмов и наприносили жертв, снисходит на грешную землю в облике крошечной черепашки, потому что обнаружил там всего лишь одного верующего, несмотря на храмы, жертвы и прочее — как яркий пример.

А вот сам сюжет, надо сказать, до жути шаблонен и скучноват, особенно герои. Но не это в романе главное, так что я не особо-то возмущался.

Надо сказать, я тут зачастую запинался за весь цикл, а то и за всё творчество Пратчетта, хоть и прочитал всего лишь одну книгу. Если честно, не думаю, что он написал только одну вот такую — умную книгу, а в остальных основательно распетросянился и все они — лишь пустое развлекалово. Надеюсь, что не ошибся в этом.

Вики
14.12.2015 03:33


Как-то не могу еще определиться с оценкой к творчеству этого автора. Мне очень нравится Плоский мир, особенно недавно прочитанная "Роковая музыка", но при этом я сильно плевалась на "Кот без прикрас". Эта же история в целом оставила хорошее впечатление, но иногда стеба было чересчур много. Что бывает с богами, когда люди их забывают и как до этих людишек достучаться, когда ты не величественный орел, а одноглазая черепашка и слышит тебя только далеко не самый лучший послушник? Несмотря на стеб, у Пратчетта получилось очень философская вещь, которая ставит перед читателем много вопросов о вере, почему и зачем людям нужны боги, даже такие маленькие.

Wiki
13.12.2015 08:14


О чем бы ни писал Пратчетт, все это выглядит очень живым и убедительным, как минимум в пространстве Плоского мира. В этот раз история рассказывает судьбу и существование богов Диска. Какие они? Оказывается совершенно разные, Великие и мелкие, с тысячами верующих или с единственным, в форме женщины со странной птицей или маленькой одноглазой черепашки.

Может ли один верующий послушник, мысли которого так тяжело складываются в голове, изменить мир? Вполне может, если с ним говорит бог. Правда тот оказывается почему-то совсем не таким, каким представляется в священных книгах, даже не похож на собственную статую.

У Пратчетта получилась (что собственно ожидаемо) невероятно яркая история, наполненная героями, в которых веришь, которые растут надо собой, изменяются, даже если в самом начале казались практически безнадежными.

Интересно, если следовать теории о существовании богов, то герои Плоского мира обязательно должны существовать.

Another
10.04.2015 04:39


Вера ≠ религия. Одно дело — придерживаться каких-то принципов, иметь картину мира «после», и совсем другое — бить челом об алтарь и шептаться, как могла эта девуля прийти на службу в штанах…

Но это личный мозоль, а Пратчетт — такой Пратчетт, он умеет наступать на мозоли так, чтоб аукнулось всем. Что будет с богом, если у него остался только один верующий? Многоколонные храмы — в наличии. Пост соблюдается. Безжалостная квизиция истребляет всех инакомыслящих и просто подозрительных (на всякий случай). А бог — всего размером с черепашку, и максимум, на что он способен — это молния, как искорка на кошачьей шерстке.

Это одна из самых жестоких книг Пратчетта. И не из-за изощренных пыток квизиции, не из-за воен «во имя бога» и не из-за того, что люди забивают еретика в яме камнями. А потому что люди бросают камни с радостью, ведь в яме — не они.

Это она из самых саркастичных книг Пратчетта. Наверное, иначе, чем со злобной усмешкой, религию и не высмеять, не показать, что не всё так идеально в этом единобожьем мире. И что часто сами они, как говорится, не видят бревна в собственном глазу. И да, шутка с еретическим движением о том, что мир стоит на черепахе и слонах, — за это, Терри, отдельное спасибо) Давно так не смеялась)

И всё же, это одна из самых философских и грустных книг Пратчетта. Потому что не важно, какого цвета плюмаж на шлеме, когда вы вместе сидите под лодкой во время бури. Не важно, из какой ты армии, если нужно откапывать из бархана потерпевших, пока не задохнулись. Не важно, что будет потом, потому что «здесь и сейчас мы живы» ©.

Я люблю все книги Пратчетта, но эта — одна из самых-самых любимых.

И всё таки… Черепаха движется!

Crob
1.04.2015 15:23


Боялся я читать эту книгу. Точнее, не саму книгу, а Пратчетта. Причин тому несколько. Во-первых, автор очень популярный и очень много чего хорошего я про него слышал, а когда заранее настраиваешься на то, что вот, сейчас прочитаешь хорошую книгу от мастера своего дела (по словам других) иногда бываешь немного разочарован, когда действительность оказывается не соответствует ожиданиям (так у меня было с Гейманом). Во-вторых - с таким жанром, как фэнтези, я на "вы", очень мало с ним знаком, а неизвестное пугает. да и к тому же эту книгу преподносят как юмористическое фэнтези, а по мне так это вообще чтиво для детей школьного возраста. Но волею обстоятельств я вынужден был прочитать эту книгу (не то, что бы мне нож к горлу приставили и заставили читать, просто эту книгу мне надо было прочитать по правилам одной игры), именно поэтому и цикл "Плоский мир" я начал читать не с начала, а с 13-й книги (благо, нумерация условная). И до этого у Пратчетта я ничего не читал (впрочем, это и так было понятно из моих первых слов).

Мои опасения были напрасными, потому что книга получилась выше всяких похвал! Это не просто юмористическое фэнтези, тут прямо таки мешанина из жанров: тут и боевая фантастика, и аллюзии на религию, и отсылки к истории реального мира, и сатира на общество и много, много чего ещё. Читать эту книгу одно удовольствие, написано очень красивым и изящным языком (справедливости ради нужно отметить и переводчиков - Н. Берденникова и А. Жикаренцева). Книга буквально пропитана сарказмом и сатирой, в каждой строчке можно усмотреть пародию или высмеивание религии, общества, военных, философов, политиков и много кого ещё. По религии Пратчетт прошелся очень основательно и показал закулисье церкви и инквизиции во всей красе, точнее, без всяких прикрас (действие, конечно, разворачивается в выдуманном мире, но мы то с вами все понимаем, что к чему). Очень смелая и дерзкая книга. Так что, относить её к массе юмористического фэнтези я бы не стал, потому что хоть она и изобилует юмором и во время прочтения от смеха можно и живот сорвать, эта книга очень серьезная и глубокомысленная.

Автор очень глубоко копнул и в этой книге рассматривает вопрос о богах и веры людей в них, он размышляет по этому поводу и делится с нами своими размышлениями. В его книги боги существуют лишь тогда, когда в них верят люди и от того, насколько сильно люди в него верят и зависит его сила . Но боги сначала наводят страх на людей и заставляют себе поклоняться, а потом дают больше этим заниматься церкви, деятели которой со временем начинают терять веру в бога, но прикрываясь его именем творят всё. что им заблагорассудиться - "за веру", "во славу великого бога", "потому что так было сказано в священной книге" и т.п., а на самом деле просто дурят людей и управляют ими, ну или для достижения других каких-нибудь своих интересов. В общем, все эти божества - это плод деятельности людского воображения.

Так что, как можете судить из моих слов, насколько книга смешная, настолько же она и серьезная. Понимаю, что это утверждение может показаться странным, но так оно и есть и понять это вы сможете лишь прочитав эту книгу, которую я очень сильно рекомендую. Очень красиво написана, очень интересный и непредсказуемый сюжет, очень глубокомысленная и очень и очень смешная! не буду тут писать развернутую статью обо всех её плюсах и минусах, просто поверьте на слово, что книга очень хороша и достойна внимания!

Wicky
21.03.2015 07:05


Тяжко быть богом. Нет, правда.

Богом быть хорошо, когда ты большой, могучий, неуязвимый и швыряешься молниями.

Но вся загвоздка в том, что сила ниоткуда не берется - у нее всегда есть источник.

Божественная сила - это вера.

И, не дай бог, то есть Ты, чтобы люди эту веру утратили.

Иначе никаких тебе больше молний, девственниц в жертву и неуязвимости.

Хорошо, если вообще хоть какое-то сознание останется. Хотя бы черепашье.

Вот это и приключилось с Богом Омом, которому поклонялись толпами тысяч эти мелкие, жалкие людишки.

Решил Великий Бог шутки ради воплотиться в грозного быка, или лебедя, или что-то пристало божеству такой силы и ранга, а очнулся уже маленькой черепашкой в когтях у орла.

И не очнулся бы вовсе, не урони его орел рядом с единственным оставшимся у него истинно верующим, половшим грядки.

Так что - упс! - на кону мочало, начинай сначала. Надо снова народ убеждать в тебя поверить. А что для этого нужно? Правильно, в первую очередь, Пророк. Ну, с этим проблем никаких - неуклюжиуй увалень-тугодум, который один способен расслышать тоненький божий глаз в шипении черепашки, сгодится на эту роль не хуже прочих.

Вот только есть одна загвоздка - хорошо бы, если бы люди совсем перестали верить в могущественного Ома.

Так ведь не же, они, собаки такие, продолжают верить - как им кажется - и всю страну подчинили этой вере, опутали сетями Эксквизиции и Заповедями из священных книг, а теперь и на другие косятся.

И ждут пришествия очередного Пророка. Да вот только никак не в роли огородного мальчишки, который и соображает-то до крайности медленно, а всех достоинств - честность и идеальная память.

Вот и попробуй верни себе божественный статус имеющимися средствами.

Но Ом не сдается. Ведь и один истинно верующий - это уже много.

Один из лучших и сильнейших романов в цикле о Плоском Мире.

Trix
18.03.2015 04:00


Самая последняя (и самая долго откладываемая) прочитанная мною книга из Плоского мира. Даже книгу про крыс я прочитала намного раньше. Тема Религии. Брр... Тема веры, религии, инквизиции, мракобесия и прочая. Тема пророка и пророчеств. А все мы знаем, кто у нас на сегодняшний день самые популярные пророки. И тема Юлия Цезаря, как ни странно (ну нельзя же совершенно игнорировать имя главного героя - Брута). А конец получился прямо булгаковским. Почему-то уверена, что Пратчетт читал "Мастер и Маргарита". Ну и каждый, конечно, понимает в меру своей испорченности, а я достаточно испорчена, чтоб углядеть в отношениях Бруты и Ворбиса нечто большее, чем простой конфликт двух идеологических противников. Может я старомодна, но если пол книги кто-то таскает кого-то на руках по пустыне, спасает от смерти, а тот его потом предает, но так, что внезапно его возвышает и делает своей правой рукой, а преданный и возвышенный долго мучается, но все-таки подходит к этому предателю на его коронации и при всех дает ему пощечину, и тот его потом при людно хочет за это сжечь заживо, но казнимый призывает на него кару небесную, и предатель умирает, а потом этот умерший предатель ждет его вечность за чертой в пустыне, и когда этот первый наконец умирает, они встречаются там, что бы рука об руку уйти в метафорический закат, то это... сложные отношения, как минимум. Я очень ждала к концу книги вонзенный в живот кинжал и фразу "И ты, Брута?..", но её не было. Так что и тут Пратчетт над своими читателями подшутил.

Вообще-то книга хорошая, и у меня к ней никаких претензий нет, заставляет задуматься и всё такое, просто личная неприязнь к данной тематике и стёбу в этом направлении.